Искусство быть в подчинении

Искусство быть в подчинении

Когда-то мы уже говорили об искусстве быть начальником (руководителем, боссом...). Существование начальника подразумевает наличие подчиненных, которых значительно больше, чем руководителей. Данная статья посвящена тем, кто

1) находится у кого-то в подчинении,
2) ценит свое рабочее место,
3) осознает, что проводит на работе как минимум треть своей жизни,
4)  хочет, чтобы эта часть жизни приносила удовлетворение, а может быть и радость.

Проблемы профессиональных отношений, отношений на рабочем месте, отношений между начальником и подчиненным, отношений между подчиненными одного начальника — они предъявляются также часто, как и проблемы так называемой личной жизни. Люди страдают оттого, что их не оценили по достоинству, что к ним не прислушиваются, с ними не считаются, их игнорируют, им мало платят, их задерживают сверхурочно, их беспокоят дома, их ценят меньше, чем других сотрудников, их собираются уволить и т. д.

Подчиненный, равнодушный к своему начальнику — явление редкое. Чаще подчиненные слегка озабочены своим руководителем, они, так сказать, «субординально озабоченные». Осознавание, проживание, реализация своего противоречивого отношения к начальнику отнимает у подчиненного много сил и времени. Надо успеть и пообижаться, и поплясать на костях, и повосхищаться, и позавидовать.

Жизнь под началом можно сделать более спокойной и даже радостной, если учитывать некоторые особенности человеческих взаимоотношений и следовать некоторым советам. Важно также определиться, насколько ценными являются для вас ваше рабочее место и душевный покой. Если это значимо, то можно начинать изучать наши рекомендации, которые представляют собой скорее размышления на тему, чем жесткие установки.

Итак, размышление № 1. Пожелания подчиненным зависят от типа работодателя. В системе бюджетных организаций все не так, как в бизнесе. Еженедельные планерки и отчеты, свойственные для системы образования, могут видоизменится до коротких звонков по мобильнику. Фирма, где число служащих не меньше трех, но не больше пяти, не может позволить себе реверансы с подскоками, как бюджетная организация — приличный компьютер. А вот наоборот — могут. Это надо учитывать.

Размышление № 2. Существуют пожелания подчиненным, уместные в любой организации. Например, субординация. Четкое соответствие своей роли. Обращение к начальнику по имени-отчеству, даже если он предлагает другие варианты. Соблюдение субординации подразумевает также тактичность и отсутствие конкурентных тенденций. Хороший подчиненный, даже если он чувствует себя умнее своего начальника, сделает все, чтобы доказать свою безопасность. Скорее он будет помощником, чем дышащим в спину конкурентом.

Размышление № 3. Толерантность (терпимость) — крайне ценное качество подчиненного. Не забывайте, что начальник — человек. У него может меняться настроение и состояние здоровья. Желательно также запомнить, что ни в коем случае не надо искать справедливость на работе. Оставьте всякую надежду. Можете искать ее в своем сердце или в определении границ садового участка. Но не здесь. Помните, что много званых, но мало избранных. Власть всегда немного загадочна. «Лучше несправедливость, чем беспорядок». Кстати, часто бывает так, что сначала ты ищешь справедливость, а потом другое место работы. И не надо по этому поводу печалиться, так как справедливость всегда относительна и субъективна. Просто успокойся и принимай своего начальника таким, какой он есть. Ты, конечно, можешь ему что-нибудь посоветовать, но только после того, как он тебя об этом попросит.

Размышление № 4. Многие начальники иногда мечтательно представляют себе такую картину: Они рассекают горными лыжами альпийский склон, а в это время в их офисе работает хорошо отлаженный механизм по добыванию денег. Здесь речь идет о надежности, инициативности и компетентности подчиненных. Важно, чтобы на них можно было рассчитывать в трудную минуту. Это предполагает дисциплинированность, которая начинается со способности приходить на работу вовремя. За 10—15 минут до начала рабочего дня, а не на 10—15 минут позже. Эта способность сильно успокаивает руководителей. Что касается инициативности, то она должна быть уместной и своевременной. Но она должна быть. Каждый сотрудник должен вносить в свой вклад в решение производственной задачи. «Если вы не являетесь частью решения, значит вы являетесь частью проблемы».

Размышление № 5. Есть еще ряд характеристик подчиненных, которые радуют начальников и помогают делу. Многим нравится в подчиненных отсутствие зависти и любопытства в финансовых вопросах. Это показатель общей культуры человека. Некоторые начальники любят, когда подчиненные открыты и искренни, даже если в чем-то не согласны. Скрытое несогласие порождает напряженность и портит общую атмосферу в коллективе. Служащий, который всегда согласен с боссом, бесполезен для дела. Один китайский мудрец сказал, что «эхо отвечает на что угодно, а тень ничего не создает». Те же китайцы говорят, что от слепой преданности недалеко до предательства. Так что не бойтесь иметь свое мнение и даже иногда его высказывать.

Вернуться к списку статей