603024, г. Нижний Новгород
ул. Горького 195
тел: (831) 2-100-801
e-mail:info@help-nn.ru

Если малыш не слышит…

Любовь к ребенку рождается раньше его появления на свет. С будущим малыша связаны многие наши родительские надежды и мечты. Хочется, чтобы сын или дочь были здоровы и счастливы. Но в дом приходит беда – малыш родился неслышащим. Горе и отчаяние близких велико, трудно поверить, что ребенок не услышит ласковый голос мамы, щебет птиц, музыку, а самое страшное для родителей - будут большие проблемы с речью.

Родителям необходимо собрать все свои силы и помочь ребенку преодолеть возникающие трудности.

Я, как специалист, призываю вас, родители, к тому, чтобы вы не откладывали помощь своему ребенку « в долгий ящик». На приеме у меня вы говорите о том, что «через 1 – 2 года мы будем заниматься слухом, а пока ребенок даже в садик пока не ходит» или « мы думали, что слух улучшится сам, речь вроде бы начала появляться» и т.п. Это заблуждения.

В настоящее время разработано огромное количество методик исследования слуха у детей, начиная с первых дней жизни и даже у функционально зрелого плода. Конечно, они требуют сложного оснащения приборами и используются лишь в ряде крупных городов, но они есть. Москва и Санкт – Петербург, имеющие НИИ отоларингологии, предлагают всевозможные экспресс – методики, позволяющие определить слуховой порог и определить пути помощи вам: слухопротезирование или кохлеарная имплантация, или наблюдение и лечение у специалиста.

Бывают случаи, когда родителям кажется, что ребенок то слышит, то не слышит. С этим тоже можно разобраться. Вам помогут или специалист – сурдолог, находящийся у нас, в Нижнем Новгороде, кроме частных медицинских центров, еще и в Областной Клинической Детской Больнице или логопед – дефектолог ( поможет исключить признаки нарушений, при которых ребенок ведет себя как неслышащий).

Ранняя диагностика состояния слуховой функции позволяет своевременно – с первых месяцев жизни- начать целенаправленную коррекцию дефекта.

Работа с глухими и слабослышащими детьми предполагает создание условий для полноценного общения ребенка со взрослым. При этом необходимо соблюдать общие требования к воспитанию и общению детей раннего возраста. У неслышащего ребенка должны быть такие же , как и у слышащего, возможности для психического и физического развития.

Вашему ребенку выписан слуховой аппарат. Возможны трудности привыкания малыша к нему. Если вы убеждены, что аппарат правильно настроен и не вызывает физического дискомфорта ( громкий неприятный шум), то нужно приучать ребенка пользоваться им в течение всего дня. Некоторые родители надевают его на детей только для садика или для прогулки, или в поликлинику. Это не правильно. Аппарат надевается сразу после утреннего умывания и снимается вечером на сон и при купании. Важно постоянно ходить с аппаратом, потому что ребенку необходимо каждоминутное пополнение речевого опыта.

Если ребенок беспокоится, значит, ему могут быть неприятны ушные вкладыши. Посмотрите, не покраснела ли ушная раковина. Вкладыш может быть слишком большим или шершавым, тогда в ухе появляется опрелость. Если видимых причин для беспокойства нет , необходимо обратиться к врачу – отоларингологу, чтобы выяснить, нет ли воспалительного процесса в ухе.

В том случае, если ребенок беспокоен, когда аппарат включен, и успокаивается при его выключении, нужно срочно обратиться к врачу – сурдологу сурдологического кабинета для уточнения режима работы аппарата. До посещения врача аппаратом пользоваться нельзя.

Период привыкания малыша к аппарату, как правило, длится от недели до месяца. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в ухо, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно не вызывает никаких отрицательных реакций. Иногда в первые дни ношения аппарата малыши несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. И почти сразу наблюдается активизация речевых реакций. Это очень хорошо.

Хочу поделиться случаем работы с глухой девочкой С. Занятия с ней проводились с 3 месяцев, а слухопротезировали ее лишь к году. До этого все общение с ребенком осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря ранней коррекции и самоотверженной работе мамы девочки, к году С.понимала достаточно много слов. После недели ношения аппарата была проведена мной диагностика, которая показала, что малыш воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1, 5 – 2 метров.

Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом – втором году жизни нивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью.

Часто случается так, что родители детей, имеющих нарушения слуха, сами не слышат. Но вне зависимости от уровня овладения устной речью, они могут успешно заниматься с малышом. Им доступны физкультурные занятия, обучение действиям с предметами, занятия по изобразительной деятельности. Если неслышащие родители владеют устной речью, то они могут выполнять задания по развитию речи и слухового восприятия. Специальную работу будет проводить логопед – дефектолог или сурдопедагог.

Важно помнить, что эффективно воспитывать и обучать ребенка с особыми потребностями можно только при согласованных действиях всех взрослых. Важно, чтобы подход к ребенку и требования к нему были едиными для всех членов семьи. И чем раньше начнется сотрудничество родителей и дефектолога, тем больше можно использовать средств для гармоничного развития слабослышащего малыша.

Вернуться к списку статей

© , Центр психологической помощи «Отражение»