Можно ли тренировать мозг?

Этот вопрос часто встает перед школьниками и их родителями в канун итоговых контрольных экзаменов. Конечно, можно! Вспомним, например, о Брайене, школьнике-троечнике, который стал Чемпионом Мира по использованию резервов памяти и изучил иностранный язык за рекордно короткое время.

Или Тони Бьюзена, автора двадцати бестселлеров, посвященных вопросам деятельности мозга и путям эффективного обучения, который учредил Фонд Мозга, основал Олимпиаду интеллекта и создал «интеллект – карты». Есть и другие современные методики тренировки памяти, которые вполне доступны нижегородцам. Например…

Эйдетика

Запомнить или вспомнить?

Что же такое «эйдетика»? С одной стороны, это направление прикладной психологии, которая изучает способности человека ярко и четко представлять предметы, цифры, тексты, лица, слова… А с другой - это разновидность тренировки образной памяти, которая позволяет сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения, а также способности забывать не нужное. Само слово «эйдетика» произошло от греческого «eidos» и обозначает «образ».

Истории известны примеры великолепной памяти на лица. Александр Македонский, Суворов, Наполеон знали в лицо всех своих солдат, многих знали по именам. Как они развивали свои способности? Этого мы не знаем. Но мы знаем, и это доказано учеными - психологами, что долговременная память вечна, что в нашей памяти хранится каждый прожитый день и час, и поэтому секрет хорошей памяти не в умении запоминать, а в умении вспоминать. Ведь запоминать мы умеем хорошо от природы, а воспроизводить, используя яркие зрительные представления, со временем разучиваемся. Именно поэтому великолепно владеют образной памятью дети, которым «эйдетика» дается очень легко!

Что дает эйдетика?

Этот тренинг научит запоминать любой числовой ряд, позволит читать до 2000 – 3000 знаков в минуту (при начальной скорости 400 – 800 знаков). Откроет «семь золотых правил быстрого чтения». Человек сможет сам протестировать свою память, овладеет 20ю приемами запоминания текстов, цифр, иностранных слов, лиц, имен, а также познакомит с особым способом запоминания «Мозговые карты». Параллельно курс учит, как привлекать внимание, знакомит с правилами общения с окружающими, с техниками предотвращения конфликтов. С помощью тренинга можно научиться бороться со страхами перед выступлением и отвечать даже тогда, когда вы забыли текст. Курс раскрывает секреты концентрации и помогает улучшить результаты учебы.

Как это работает?!

Принципы эйдетики можно применять в различных областях изучения школьной программы. Возьмем, к примеру, географию в средней школе… Ребенку необходимо запомнить географическое название – Манасаровар (озеро в Индии). Начинаем искать созвучные ассоциации в нашем родном русском языке. Это слово похоже на «самовар». Представляем, как пьют индийцы чай из самовара около озера. Запах, тепло… Запомнили? Легко! Конечно, созвучия эти не идеальны, но метод созвучий - огромная помощь в запоминании трудных слов.

Или, например, английский язык. Например, слово «puddle» – лужа, грязь. Произносим в транскрипции как «паддл»представляем, как кто – то падал в лужу. Можно вспомнить, сколько раз кто-то падал и сколько эмоций это вызывало. Ведь эмоционально окрашенная информация запоминается крепче, а особенно, если она с негативным оттенком.

Логопед-дефектолог-психолог-гештальт-терапевт…

С особой эффективностью проходят занятия эйдетикой у детей, которые занимаются развитием образной памяти с логопедом-дефектологом. Почему? Этот специалист умеет формировать представление о звуках, тактильных ощущениях, может обогатить ребенка знаниями об окружающем мире, учит грамотно запоминать и пересказывать текст, анализировать важную информацию и развивает внимание к собственной речи.

Логопед владеет закономерностями речевого и психического развития ребенка и взрослого. И это очень важно, потому что человек иногда плохо запоминает из-за несоответствия предлагаемого материала стадии развития его речи или особенностей собственной психики. А есть еще сфера эмоциональная, проблемы которой мешают ребенку проявлять свои способности и показывать знания не меньше, чем физические отклонения, переутомление или информационный перегруз! Ей тоже надо уделять внимание.

Ведь в нашем быстро меняющемся обществе, когда вокруг столько требований и стандартов, разбираться совсем не просто. В такой обстановке дети начинают часто болеть, с неохотой идут в школу и замыкаются в себе. Возникают всевозможные несвойственные ранее для ребенка «симптомы»: боязнь преподавателя, стеснение перед сверстниками, а ведь ещё можно от нервного напряжения и сказать что-то не то, или говорить верно, но шепотом и дрожащим голосом… Разные эмоции живут в нас и могут проявляться часто совсем не так, как ждешь. Помимо нервозности или возбуждения возникают и различные телесные проявления. Становится трудно дышать, кожа краснеет, выступает холодный пот, руки трясутся и еще много разных неприятностей.

Как правило, все это происходит во время важных значимых эмоциональных событий, например, контрольных, или даже просто важных разговорах с близким человеком. А уж о сдаче ЕГЭ и говорить не приходится! Семья вместе со сдающим итоговые экзамены сыном или дочерью погружается в один сплошной стресс!

Чтобы сохранить психологическое и физическое здоровье, научить ребенка или подростка обходиться с собственными переживаниями, иногда не достаточно собственных родительских сил и знаний. Тогда на помощь приходит гештальт-терапевт. Это тот специалист, который поможет разобраться с различными переживаниями, научит контролировать свои эмоции, объяснит, как заставить себя успокоиться и сосредоточиться, как сдать экзамены без чрезмерного напряжения, страхов и слез. А не эти ли качества характеризуют успешного человека, которым все родители мечтают видеть своего ребенка? Ведь успешный человек - это не только набор знаний, это ещё и искусство их достойного применения, искусство владение собой, своими эмоциями в значимый для вас отрезок времени.

Домашнее задание

Упражнение «Визуализация»

Бывает так, что в нужный момент вы никак не можете вспомнить нужную формулу. Попробуйте восстановить ее так… Нарисуйте мысленно картинку, как вы открываете учебник, находите нужную страницу, где написана формула, которую нужно вспомнить. Возьмите лист бумаги и начинайте спокойно рисовать ее. Словно на экране представляйте себя, аудиторию, преподавателя, вспоминайте, как при запоминании формулы вы пропевали ее на любимый мотив… И вот уже вспоминается мотив и всплывает нужная формула. Взгляните – вот она на листе!

Чем чаще рисуются такие « успешные» картинки, тем легче быстрее уходят страхи и волнение.

А что же дальше?

Кем станет ваш ребенок? Насколько он будет успешен? Зависит только от вас. Мы уверены, что, вооружившись необходимыми знаниями, а также большим желанием и огромной любовью, вы вполне можете помочь своему ребенку шагнуть на самые высокие ступени развития.

Вернуться к списку статей