Он-лайн консультирование Вопрос-ответ Задайте вопрос психологам центра Увлекательные встречи. Фотогалерея.
Рейтинг семйного психологического центра Отражение

Дефектолог

Тэги: Дети, дефектолог









Дефектолог

			
Речь Речь ребенка как зеркало взрослого мира

Взрослые, вслушайтесь, что говорят ваши дети!

Общаясь с ребенком, радуясь и восхищаясь каждым его новым словом, удивляясь — как уже этот малыш много знает, как он уже хорошо говорит, мы, взрослые, не всегда задумываемся и понимаем, что это, наша заслуга, наш вклад, наше влияние на развитие речи, речевого мышления. Мы формируем у маленького челове­ка этот удивительный и сложный мир слов и несем за это нравственную ответственность.

Называя каждый предмет, действие, любое явление, со­бытие, отмечая словом хорошее и плохое, красивое и без­образное, доброе и злое, радостное и грустное, мы очелове­чиваем развивающуюся психику, формируем не только новые уникальные знания об окружающем мире вещей и людей, но и очень важную эмоциональную сферу ребенка, сложные эмоции: сочувствия, сопереживания, содействия, которые определяются речью, речевым мышлением.

Посредством слова у ребенка формируется сложный мир чувств — этические, эстетические и интеллектуаль­ные эмоции — базисная основа развития личности.

Поэтому, дорогие взрослые — педагоги, папы и мамы, бабушки и дедушки, это ваша очень значимая миссия ­развитие речи ребенка, формирование добрых чувств. (Если не вы, то кто?). Следует понять и осмыслить эту уникальную роль взрослых в формировании общечелове­ческих ценностей у вашего малыша. Очень важно обратить особое внимание не только на то, как говорит ваш ребенок, но и, главное, — что он говорит, как он чувствует.

Когда мы попросили детей 6—7 лет ответить на вопрос, чем отличается молодой человек от пожилого (социометри­ческие исследования, тест на вербальное мышление), то ответы «юных мыслителей» были весьма неожиданными. Они говорили: старый человек (пожилой) часто хромает, ходит с палочкой, плохо одет, ничего не знает, ничего не помнит, все путает, ничем не интересуется и т. д. Откуда у малышей столько отрицательных оценок? Да это они копируют нас, взрослых. Это мы, часто не задумыва­ясь, так говорим о старом человеке, иногда родном и близком. Ребенок все слышит и начинает уже сам да­вать оценки, повторяя нас. Он уже усвоил урок неува­жительного отношения к старости, к человеку. Пе­чально и тревожно то, что во многих семьях уже в раннем детстве формируется неуважительное отноше­ние вообще к человеку, к творцу и созидателю, созда­ющему все духовные и материальные ценности в этом мире, в который вошел маленький человек.

Поэтому даже маленьким детям следует чаще расска­зывать о том, что может сделать человек-мастер, чем занимались его бабушка и дедушка, папа и мама, что они делают для людей полезного, нужного. Следует объ­яснить ребенку, что только человек может творить добро, и кто такой добрый человек. И здесь слово, сказанное взрослым, выполняет особую функцию, создает духовные ценности, учит пониманию добра и зла, хорошего и плохого и т. д.

Мы провели так называемый «ассоциативный экспери­мент»: предложили детям 6—7 лет назвать «хорошие», «добрые» слова, содержащие положительную эмоциональ­ную окраску. То есть те слова, которые нравятся самим детям.

Все дети справились с заданием, но послушайте только, что они говорят. Для одних детей хорошие слова ­Земля, солнце, цветы, Родина, город, радуга. Для других — мама, мамочка, папа, бабушка, дедушка, птичка, кличка собаки. Для третьих (это в основном мальчики) хорошие слова — танкист, пулеметчик, летчик, шофер, радист, моряк, водитель экскаватора, капитан, боец, таксист, десантник.

Для девочек чаще всего хорошие слова — это уменьши­тельно-ласкательные: папочка, мамочка, кулечек, цвето­чек и т. д. Мальчики почти не используют такие слова.

Какие же слова дети считают плохими?

Вот плохие слова называет веселая, открытая, актив­ная, девочка: папка, мамка, панамка, цветок, бант.

Спрашиваем: «Почему панамка — плохое слово?» Отве­чает: «Панамка — она мне не лезет!» Это — особенности детской логики, детских представлений о плохом и хоро­шем, отраженных в речевой деятельности, в речевых ассоциациях.

Мальчику дали задание: «Назови плохие слова, которые тебе не нравятся». Послушайте, что он, этот малыш, говорит: «Не бегай, не прыгай, не лазай, в воду не ходи, я тебе задам, я тебе покажу, ты еще меня узнаешь!» Види­мо, мальчиков чаще наказывают, чаще ограничивают их действия.

Речевые ассоциации, плохие и хорошие слова — про­стой способ узнать, что происходит в душе ребенка. У де­вочек, для которых хорошие слова: мой котик, рыбка зо­лотая, мама, бабуся, — в семье теплые, доверительные отношения. Ребенку дома хорошо, тепло, радостно. Маль­чикам, для которых хорошими словами оказались муж­ские профессии, машины, возможно, не хватает тепла и ласки со стороны родителей. Если среди плохих слов на первом месте запреты (не бегай!), то, скорее всего, пресс ограничений мешает нормальному развитию ребенка.

Кроме того, плохие и хорошие слова показывают, как формируются духовные ценности ребенка, как складывает­ся шкала, по которой он будет оценивать все, что его ок­ружает, в том числе, и вас самих. Не забывайте об этом, отзываясь о других людях в присутствии малыша.



Смотреть фото



СтоимостьПродолжительность
Посмотреть прайс-лист 1-я конс-я мама+ребенок
Посмотреть прайс-лист 1-я конс-я взрослый
Посмотреть прайс-лист Ребёнок 2-7 лет
Посмотреть прайс-лист Ребёнок 8-15 лет
Посмотреть прайс-лист Ребёнок 16-18 лет
Посмотреть прайс-лист От 18 лет
Посмотреть прайс-лист Логопед 30 мин.

 

ОтзывыНазад в раздел

Вас консультирует

Алёна Сердюк (Васильева) Алёна Сердюк (Васильева)
Логопед - дефектолог - нейропсихолог

Запишитесь к нам

*Ф.И.О
*Телефон
E-mail
Комментарий