Он-лайн консультирование Вопрос-ответ Задайте вопрос психологам центра Увлекательные встречи. Фотогалерея.
Рейтинг семйного психологического центра Отражение

Детский психолог и психотерапевт

Тэги: Дети, Детский психолог, Детский психологический центр









Детский психолог и психотерапевт

			
			
				
			
		
		
		
			

«Совершенно очевидно, — пишет М. Ловенфельд, — что дети занимались играми с доисторических времен, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что каждая культура располагала в этом отношении определенными средствами.
[...]
Любовь, с которой взрослые изготавливали игрушки, говорит о том, что с незапамятных времен люди понимали, что игра является средством, помогающим установить контакт с ребенком и понять особенности его мышления»

Lowenfeld M., 1939.

Зачем и когда нужен детский психолог? Или ответ родителям: «Что делать с ребенком?!»

Работать с детьми непросто, но очень интересно. Ребёнок не приходит к терапевту с конкретной проблемой (его вообще чаще приводят), очень редко сам просит о помощи. Как правило детей приводят на психологическую консультацию после какого-либо необычного события, желая убедиться в том, что ребёнка уже не беспокоят связанные с событием переживания. Такими событиями могут быть смерть или заболевание близких, тяжёлое оскорбление, развод и т. п. Ребёнок чувствует, что что-то не так, часто в его воображении это выглядит гораздо хуже, чем в действительности.

Вместо того, чтобы поделиться своими переживаниями, дети «приносят» психосоматические заболевания (нейродермит, язва, астма, частые ОРЗ и т. п.) или девиантное поведение (вранье, воровство, прогулы в школе, обиды и т. п.)

Как распознать, что у ребенка есть проблемы?

Обратите внимание на то, как ребёнок играет. Ео деятельность во многом говорит о том, каков он в жизни. Жизненный опыт ребёнка гораздо больше, чем он может выразить словами.

В работе с гиперактивными детьми игра является наиболее используемым инструментом социального обучения. То, как ребенок ведет себя в игре, является хорошим барометром, по которому можно судить, как он справляется с жизненными трудностями. Прежде всего, игра помогает ребенку налаживать отношения с другими детьми. Несмотря на частые негативные реакции во время терапии, дети любят играть и хотят играть, потому что большинство из них не имеют такой возможности дома из-за строгого родительского контроля. Игры не только увлекательны и способствуют релаксации, они также помогают нам узнать ребёнка, подавить возникающее изначальное сопротивление, достичь взаимопонимания и доверия. Игры особенно хороши для тех детей, которые испытывают определённые затруднения при общении, а также для тех, кто нуждается в какой-нибудь активности, чтобы сосредоточиться. Подчеркивая их достоинства, Экслайн пишет: «В игре ребенок выражает себя предельно искренне, открыто и совершенно естественно. [...] Его чувства, установки и мысли легко проявляются в игре. [...]. Благодаря игре ребенок учится понимать себя и других. [...] Он начинает сознавать, что в присутствии взрослого он может дать выход своим чувствам и импульсам и в то же время дистанцироваться от них. Используя игрушки, он может создать свой собственный „мир“. [...] Он может выбирать одно и отвергать другое; он может творить и разрушать» (предисловие к Play Therapy, 1969).

Для выявления игровой, а следовательно, и жизненной позиции не обязательно использовать какую-нибудь специальную игру, вам можно просто предложить поиграть. Очень интересно в игре поменяться ролями с ребенком.

Десткий психолог

Интерес к игровой деятельности как чрезвычайно важной стороне в жизни ребенка (а, впрочем, и взрослого) в настоящее время представляется естественным, о чем свидетельствует развитие методов игровой терапии. Психология игровой деятельности стала предметом научного осмысления сравнительно недавно. В течение длительного времени игра рассматривалась, в основном, либо как способ занятости ребенка и выхода его энергии, либо как инструмент передачи религиозного и культурного опыта. Лишь на рубеже XIX и XX вв. психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и исцеляющие возможности игр; они признаются средством освоения ребенком социальных ролей (Groos К., 1899) и раскрытия его внутреннего мира (Hall G. S., 1896).

Большое значение в повышении интереса к игровой деятельности как важнейшей стороне жизни ребенка, проливающей свет на закономерности его психосексуального развития, имели работы 3. Фрейда. Основываясь на психодинамических понятиях, они обосновали применение игровых методов в лечебно-коррекционной работе с детьми.

Пиаже описал некоторые общие признаки игровой деятельности. Из них можно выделить четыре основных:

а) игра приятна, т. е. обычно положительно воспринимается детьми;
б) игра протекает спонтанно и предполагает наличие у ребят внутренней мотивации;
в) игра требует высокой гибкости психических процессов и ролевой пластичности;
г) игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка.

Специалисты детского психологического центра «Отражение» активно применяют игровые техники в психотерапевтической работе с детьми.

Например, на консультацию обратилась семья с проблемой адаптации ребенка в школе. Мальчика несправедливо обижают, бьют, учитель критична в своих замечаниях. Что делать с жестоким миром? А ведь для нас, детских психологов, запрос звучит иначе. Нам важно помочь осознать ребенку, что он делает для привлечения окружающей агрессии, как обходится со своей.В психотерапевтическом процессе, психологи предложили «технику построения мира в миниатюре». И стало явно, что мальчик и в семье живет в напряжении и страхе и его жизнь в школе ничем не отличается от жизни за ее пределами. Родители рассказали о скрываемых проблемах. Конечно, семья всегда сильнее детского психолога, и только сообща можно решить проблему.

Так, пятилетняя девочка, всё время хотела играть в прятки. Делая вид, что она спряталась, кричала: «Мама! Найди меня!» Ей было трудно поверить в то, что она кому-то нужна после развода родителей. Играя в прятки на психотерапевтических занятиях, ребёнок решает важные проблемы психологического самоопределения и формирования механизмов эмоциональной стабильности.

Играя, мы помогаем:

  1. устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения;
  2. принимать ребенка таким, какой он есть;
  3. стремиться сохранить атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства;
  4. распознавать чувства ребенка и отражать их вербальными приемами, чтобы ребенок учился осознавать свои переживания;
  5. уважать способность ребенка самостоятельно решать свои проблемы и делать свой собственный выбор;
  6. избегать какого-либо влияния на действия и высказывания ребенка; ребенок должен быть «ведущим»;
  7. не торопить жизненный процесс;
  8. накладывать минимальные ограничения на деятельность ребенка для того, чтобы помочь ему соотносить игру с реальностью сформировать в нем чувство ответственности.

Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, поэтому он использует игру, рисование и манипуляцию с различными материалами как способ осмысления действительности. По ним можно судить об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости.

Важно и то, что изобразительные и конструктивные материалы, а также предметы игровой деятельности нередко оказываются для ребенка более важными «партнерами» коммуникации, чем взрослый. Ребенок проявляет по отношению к ним наиболее характерные для себя и связанные со своим опытом способы работы и соответствующие эмоциональные реакции.

Иногда ребенок существует в своей жизни согласно тем идеям, которые ему не принадлежат. Он часто полагается на то, что слышит о себе. Задача психолога- помочь провести грань между тем, что составляет сущность ребенка и внешними навязанными установками. Поэтому в работе с детьми необходимо восстановить и усилить те качества, которые они утратили в процессе взросления. По мере того как актуализируется сенсорика и лучше ощущается тело, ребенок начинает более адекватно осознавать и свои чувства. Когда он научится воспринимать себя таким, какой он есть, тогда он сможет вести себя по отношению к окружающему миру адекватно.


Смотреть фото



СтоимостьПродолжительность
Посмотреть прайс-лист 1 час — мама (папа, значимый взрослый) + ребенок ( 2 чел.)
Посмотреть прайс-лист 1,5 часа — родители + ребенок (3 и более чел.)
Посмотреть прайс-лист 50 мин. — работа с ребенком

 

ОтзывыНазад в раздел

Вас консультируют

Илона Фомина Илона Фомина
Специалист в области семейных проблем, психосоматических расстройств
Рыбаков Павел Рыбаков Павел
Гештальт-терапевт
Марина Карпунина Марина Карпунина
Гештальт-терапевт
Кропинова Евгения Кропинова Евгения
Практикующий психолог. Сертифицированный гештальт-терапевт.
Лопухова Елена Лопухова Елена
Детский и подростковый психолог, сертифицированный гештальт-терапевт.

Запишитесь к нам

*Ф.И.О
*Телефон
E-mail
Комментарий