Он-лайн консультирование Вопрос-ответ Задайте вопрос психологам центра Увлекательные встречи. Фотогалерея.
Рейтинг семйного психологического центра Отражение

Психологический киноклуб

Тэги: киноклуб, кино









Психологический киноклуб

			
			
				
			
		
		
		
			

Психологическим он называется потому, что его ведущие (а, зачастую, и посетители) - это люди с психологическим образованием.


Мы любим кино!

Смотреть, обсуждать, делиться впечатлениями.

Кино примиряет с жизнью, помогает взглянуть на нее со стороны и понять себя и других. И, конечно, встретиться со своими переживаниями, то есть с собой. В фильме нас трогает, радует, злит или пугает что-то наше- то, что болит или просто то, что про нас.

Что вас ждет на киноклубе:

Тему киноклуба мы озвучиваем заранее, а вот фильм держим в секрете, но первому человеку, который отгадает название фильма, мы вручим бесплатный билет на любой показ.
Свои варианты можно прислать через сайт центра или сказать по телефону.

Итак, описание фильма, который мы смотрим в апреле. .

ОТГАДАЙ ФИЛЬМ И ПОЛУЧИ БИЛЕТ НА КИНОКЛУБ.

Многие из нас не знают чего хотят. Но только не герои фильма. Они точно знают свои желания и на многое готовы пойти ради их исполнения. Именно за этим они и приходят к загадочному посетителю кафе.
"Волшебник" не дает им быстрых решений- в его арсенале нет волшебных пилюль. Он предлагает совершить действие, которое не вписывается в мировоззрение просящих.

Желания так или иначе исполняются, но вот каким путем... это и будет темой нашей лекции.

Лекция "Собирая части целого. Поле и полярности"

Первому человеку, который отгадает название фильма, мы вручим бесплатный билет на любой показ.

Свои варианты присылайте на почту центра или сообщайте по телефону
Телефон: (831) 230-22-04
E-mail: info@help-nn.ru

Ждем вас 28.04.18, в субботу, с 17.00-21.00 на Киноклубе!

Как же проходит разбор фильма?

Разбор фильма «Одержимость»

Прежде чем перейти к описанию фильма, давайте разберем тему, к которой мы приурочили показ. Тема эта звучит так : «Агрессия. Темные и светлые стороны».

ЛЕКЦИЯ

Принято считать, что агрессия не самое лучшее явление в жизни. Но если разобрать этимологию этого слова, то окажется, что агрессия это «движение к». Агрессия не является чувством, это активность, в психологии она не имеет никакой оценочной нагрузки. Это энергия, которая позволяет добиваться своего, позволяет менять мир - нарушать или регулировать границы (брать что-то из среды, отодвигать или давать - на все это нужна энергия).

Агрессивным поведением считается любое поведение, направленное на удовлетворение потребностей. А потребности, как мы знаем, возникают у нас ежесекундно. Нам нужна пища, безопасность, тепло, признание и далее по треугольнику Маслоу. Даже откусить яблоко без агрессии невозможно и вдохнуть порцию воздуха. Для поцелуя или драки тоже нужна агрессия. Агрессия это выделенное количество энергии на реализацию желания, а вот в какое чувство ее вложить, уже решает каждый за себя. Некоторые семьи скандалят, некоторые занимаются любовью, а все это с одной и той же силой, но разными модальностями.

Так вот, вернемся к нашей агрессии. Агрессия бывает активная и пассивная. И если с активной все более - менее понятно, то с пассивной жизнь становится видимо безопасной, но при этом с высоким уровнем тревоги. Пассивная агрессия это когда человек не признает своих желаний напрямую. Наверняка, этому есть свои причины. Например, в семье где рос этот человек не принято было ее выражать или опасно, и тогда человек учится обходиться другими способами. Например, хочется отодвинуть другого, но прямо это сделать опасно, чревато потерей отношений, тогда можно едко пошутить – вроде бы шутка, и отношения не нарушены, но осадочек остается. Можно опоздать туда, куда не хочется идти вовсе. Можно хотеть обнять и при этом высказывать недовольство. Можно очень хотеть сделать самому, но бояться облажаться, тогда остается критиковать того, кто решился. Способов пассивной агрессии много от холодного молчания до навешивания вины, но сейчас не о ней.

Еще эту энергию можно направлять на себя. Например, очень хочется, чтоб обняли и позаботились, но попросить по каким-то причинам невозможно, тогда само собой как-то так получается, что человек не решающийся попросить падает и ломает ногу или заболевает и сразу же во круг него забегали, запрыгали те, кто должен пожалеть. Кстати говоря это частый пример, почему болеют дети, потому что в болезни они получают полный объем внимания и заботы.

Или например, хочется кого-то стукнуть, но опять же таки опасно и чревато, тогда сдерживая порыв и направив на себя можно «нечаяно» удариться.

Желание будет исполнено в любом случае. Вопрос, какой ценой.

Разговаривая об агрессии следует рассказать о ее стадиях. Ф.Перлзрассматирвает их на примере младенца и пищевой метафоры. Эти же стадии проходит и взрослый человек.

1 стадияперинатальная, это стадия когда ребенок находиться в животе у мамы и все питательные вещества получает не прикладывая усилий. Он не выбирает и не задумывается чем питаться. Затем, плод растет, места становиться меньше, ему теснее, неудобнее и , наконец, среда выталкивает его наружу. И тут ему приходиться перейти к

2 стадиисосунковой. Теперь, для того, чтобы получить пищу, малышу приходиться потрудиться, например, хорошенько поорать. Еще он учиться цепляться и сосать грудь и это уже работа. Но содержание пищи он все еще не выбирает-ест, что дают без разбора. Разбирать он еще не умеет. Во взрослой жизни это люди с зависимым поведением у которых не сформирован навык критиковать, отвергать, склонных прислушиваться к авторитетному мнению без малейшего сомнения.

3 стадия-резцовая агрессия. У младенца появляются зубы. Он уже может откусывать часть от целого , и может даже укусит мать. Во взрослом возрасте это умение отделить полезное от не полезного сказать «нет».

4 стадиямалярная. Появление у ребенка коненныхзубов которыми он перемалывает пищу, нащупывает в ней комочки и тщательно перетирает их. Взрослый человек становиться критичным и пробует-рискует экспериментировать, творить, соединять разные части опыта, создавая свой неповторимый.

Почему все это важно при разборе фильма? А потому что на примере его мы можем проследить все стадии развития агрессии у героя.

ФИЛЬМ

Фильм начинается с того, что скромного студента музыкального колледжа замечает знаменитый дирижер и приглашает в свой оркестр. Вот тут- то и начинается знакомство с агрессией у героя, так как раньше это знакомство он обходил стороной.

ТеренсФлетчер-безжалостный маэстро, готовый на все ради результата, активно пользуется своей агрессией. У Флетчера есть идея найти нового Чарли Паркера. В фильме он не раз повторяет, что Чарли Паркер никогда бы не стал тем, кем он есть, если бы в него не полетел стул, брошенный в него его педагогом. Он, без зазрения совести, нарушает границы своих учениковоскорбляя, унижая ради благой цели. Нарушая границы Флетчер пытается вызвать в учениках эту самую энергию –агрессию и воспользовавшись этим, направить ее в обучение (эдакий запретный прием), потому что направить ее на обидчика –самого Флетчера нет возможности и ученики, находясь на этапе «сосунковой» агрессии не готовы и не могут ответить, даже если они понимают свою правоту.

Отношения с учителем полны тревоги и небезопасны-в любой момент тебя могут заменить- живешь, как на пороховой бочке, но при этом есть бонус-ты играешь в лучшем оркестре страны и у лучшего дирижера.

Жизнь до

Рассмотрим жизнь героя до появления в его жизни деспотичного дирижера. Эндрю-молодой барабанщик, в свободное время ходит с отцом в кинотеатр. Интересно режиссер рисует фигуру отца. Отец-полная противоположность Флетчеру. Добрый, мягкий, принимающий жизнь такой какая она есть –давно смирившийся и опустивший руки. Интересный момент происходит, когда, сидя кино, отец учит сына смирению и тут же «нечаянно» и смиренно получает по голове стаканчиком с поп-корном. Отношения с агрессией режиссер показывает через отношения с едой в семье героя- еду не выбирают, что есть то и едят, и часто нам показывают отца и сына с поп-корном- быстрой, пластиковой, невкусной, дешёвой едой и обоих это устраивает. Этот этап в жизни героя можно охарактеризовать этапом сосунковой агрессией.

Встреча с агрессией

Далее события развиваются следующим образом- получив приглашение от лучшего дирижёра страны энергия и силы Эндрю растут, он становиться смелее и приглашает понравившуюся девушку в пиццерию. Заметьте, здесь Эндрю уже переходит на следующую стадию резцовой агрессии-уже имеет наглость и силы выбирать и девушку и еду. Дальше-больше. За семейным столом Эндрю отстаивает свои интересы , тогда как отец привычно молчит и соглашается.

Но, в арсенале Флетчера много инструментов, как подстегнуть к совершенствованию ученика – и он готов с упоением тратить на это часы и дни. Перед ответственным выступлением Теренс устраивает соревнование между первым, вторым и третьим составом барабанщиков: может ли хоть кто-то из троих сыграть в необходимой манере. Всю свою злость на учителя Эндрю направляет на барабаны, в кровьнатирая руки. Эндрю выигрывает этот негласный конкурс и право играть на отчетном концерте . Получая свое место, растет и уровень агрессии героя.

Опаздывая на концерт герой не сдается, используя полученную агрессию он идет к своей цели – не сдается, как сделал бы раньше и не повинуется «судьбе». Если ломается автобус, он берет автомобиль, если не открывают двери, он открывает их сам, достойно отвечает обидчику и отстаивает свое место «Хрена лысого! Я имею право! Я заслужил! Заткни пасть!»- слова которые отец героя не слышал от него и в страшном сне.

И тем не менее, опаздывая на концерт Эндрю попадает в аварию. Давайте рассмотрим на каком фоне это происходит.

Преодолев все препятствия, Эндрю забывает барабанные палочки в пункте проката машин. Под пристальным взглядом Теренсаи угрозой замены он возвращается за ними, при этом неимоверно злясь на учителя. Звонит телефон, и сокурсники сообщают, что ТеренсФлетчер заменяет барабанщика. Злости Эндрю нет предела, но направить ее на обидчика невозможно и тут происходит столкновение с грузовиком. Совпадение? Не думаю. Энергия всегда находит выход –вопрос куда. На кого направится?

Окровавленный Эндрю несет свое тело к поставленной цели-приходит и садиться за установку, разбитое тело не слушается, играть он не может. Флетчер выгоняет барабанщика из орекстра. Эндрю не выдерживает и нападает на Флетчера прямо на сцене, после чего его отчисляют из консерватории.

Не получив желаемого молодой барабанщик опускает руки и смиряется (в его семейной истории есть такой опыт и это позволяет ему пережить неудачи, а не наложить на себя руки, как сделал один из учеников Флетчера). Энергия падает, жизнь не приносит удовольствия. Это показано и по отношению к еде-снова он делит попкорн с отцом и самое «сладкое» в его жизни это конфетки оставленные отцом в тумбочке.

Эндрю бросает игру, работает в забегаловке, но, однажды, вновь встретив Флетчера в одном из джазовых клубов, он узнаёт, что тот больше не преподаёт в консерватории, и понимает, кто тому виной, поскольку после инцидента подписал бумаги против своего преподавателя.

Флетчер просит забыть старое и приглашает Эндрю без репетиций сыграть с его новым оркестром на выступлении в Карнеги-холле на JVC JazzFestival (en). Флетчер говорит, что оркестр будет играть только композиции, знакомые Ниману по консерватории.

Заметьте, именно, когда наш герой достигает желаемого –он позволяет себе еще чуть больше (так работает агрессия-дает уверенность в своих силах)он снова может идти дальше, рисковать- например, позвонить девушке, которая нравится.

Реванш

Игра Флетчера не закончена- знает, что это Ниман «сдал» его начальству консерватории, и перед концертом повышает градус накала - говорит важности выступления, опублике, которая не прощает ошибок (проекция-это он сам не прощает ошибок). Маэстро «подставляет» музыканта на выступлении, объявляя произведение, нот которого нет у барабанщика. Ниман терпит фиаско.

Он выходит из-за барабанной установки за кулисы, ему навстречу выходит отец со словами «поехали домой». Барабанщик оказывается между двух полюсов –между отцом смирившимся, безынициативным человеком и строптивым и агрессивнымФлетчером. Революционная ситуация: когда по новому еще жить герой не умеет, а по старому уже не хочет.

Желание изменить что-то и не возвращаться домой настолько сильно, что на него в теле выделяется столько энергии, что агрессия героя растет, появляются силы и наглость и он берёт инициативу, репертуар и управление оркестром в свои руки, по-прежнему импровизируя, но уже по произведениям ему знакомым. Ниман ловит кураж и солирует.

Флетчер, опешивший от напора и наглости, сперва перестаёт мешать, а потом даже помогает барабанщику, дирижируя и поправляя одну из тарелок. В финальных кадрах фильма Ниман выдаёт великолепное, под управлением Флетчера, соло на барабанах, и после длительного проигрыша Флетчер, соглашаясь и принимая правила игры своего ученика, подключает весь остальной оркестр для заключительного аккорда.

Финал

Таким образом встреча дирижера и ученика возможна была только через встречу их агрессии. Флетчер, как будто искал все это время такую же силу, как и у него, чтобы эта сила поставила ему границу, поставила бы его на место, и тогда только возможно сотрудничество - встреча на равных, что мы видим в конце фильма.

Смотреть фото


ОтзывыНазад в раздел

Вас консультируют

Кропинова Евгения Кропинова Евгения
Практикующий психолог. Сертифицированный гештальт-терапевт.
Шальнова Ирина Шальнова Ирина
Психолог, гештальт-терапевт

Советуем прочитать

Все статьи по теме

Запишитесь к нам

*Ф.И.О
*Телефон
E-mail
Комментарий