Исскуство быть начальником
Чего бы не говорили Ильф и Петров про пешеходов и водителей,
Задумывались ли вы о том, что если человек никому не подчиняется и никто не дает ему указаний, то как он решает, что ему делать? Он приказывает себе сам, и сам же выполняет свои решения. Он и начальник, и подчиненный — в одном флаконе. И если раньше, когда любой начальник был частью иерархической пирамиды и таки или иначе зависел от вышестоящих товарищей, и был обязан согласовывать с ними свои решения, степень его личной свободы, как это не странно, была все-таки выше (назначили — и сиди себе, выпендривайся, пока не снимут) — то теперь доля руководителя предстала перед ним в полный рост — со всеми ее хорошими и плохими сторонами.
Мы живем в очень интересное время, когда существуют (и сосуществуют) различные механизмы, способы, стили руководства. Директоры могущественных в прошлом, а теперь на ладан дышащих предприятий отдают в аренду производственные площади молодым частным фирмам в надежде подлататься за их счет, и таким образом возникает симбиоз старого и нового, своего рода единство и борьба противоположностей. В общем, жить, как говорится, можно. И в этом эклектичном контексте возникает тип руководителя, который хочет не доживать свое, а наслаждаться жизнью в ее материальном аспекте. Для
В теории менеджмента уже давно выделены основные стили управления: авторитарный, либеральный, демократический, попустительский. Эти стили зависят от основной мотивации лидера, его направленности: на производство, на человеческие отношения, на то и другое, либо ни на то, ни на другое. Какой же стиль поведения наиболее отвечает запросам времени и подходит для современного руководителя нового типа?
Однозначного ответа, как не странно, нет. Вероятно, руководитель должен быть достаточно гибок и иметь в своем поведенческом арсенале максимальное количество вариантов. Известно, к примеру, что авторитарный стиль руководства оправдывает себя на начальной стадии развития организации, когда отношения с подчиненными еще не утряслись, когда бизнес только разворачивается, когда еще нет команды. И тот же авторитарный стиль уместен, когда производство высоко организовано, и нет необходимости
·Это человек, у которого:
- больше денег, хоть и ненамного;
- больших размеров стол и кабинет;
- немного больше ответственности.
Но в тоже время это человек, у которого нет:
- возможности заботиться только о себе самом;
- оплаты сверхурочного времени;
- возможности забыть о работе, возвратившись вечером к себе домой.
Однако, руководители бывают разными:
- те, кто упивается властью, тщеславные и неспособные к совершенствованию люди;
- профессионалы, которые любят и умеют совершенствоваться;
- те, кто ощущает необходимость в большей степени личной свободы, а потому, хоть и не любят, но все же совершенствуются и готовят себе достойных заместителей;
- те, кто ощущает необходимость в совершенствовании, но не находят либо времени, либо возможностей для совершенствования.
Очевидно, что будущее не за первым и не за последним типами. На основе результатов существующих исследований эффективности руководителей можно выявить факторы, мешающие и способствующие эффективности руководства.
Что же мешает:
1. страх:
- лишиться власти;
- потерять контроль над ситуацией;
- потерять богатство и (или) здоровье;
- оказаться несостоятельным перед заказчиком (клиентом);
2. отсутствие единомышленников (это порождает атмосферу недоверия в фирме);
3. проблемы личного характера, когда отношения в семье тянут назад«, здесь есть два психологических типа, две крайности, и обе со знаком «минус»:
- «подкаблучник»;
- «тиран»;
4. закрытость, замкнутость системы, когда руководитель «варится в собственном соку» (это порождает внутренний хаос: отсутствие контакта с коллегами, партнерами);
5. нетерпимость;
6. торопливость;
7. низкая самооценка, порождающая стремление любой ценой «приподняться» над другими;
8. зависимость от оценок, от мнения других людей;
9. пессимизм.
Что способствует:
1. «харизма»;
2. высокая самооценка, любовь к себе в хорошем смысле этого слова, уверенность в собственных силах (это очень хороший психостимулятор);
3. способность расставаться с людьми, которые сдерживают развитие фирмы либо отрицательно влияют на личностный рост самого руководителя;
4. оптимизм (ожидание хороших новостей делает лидера хорошим слушателем), умение быть счастливым независимо от ситуации;
5. любовь к людям, забота о подчиненных, главным образом об их эмоциональном настрое;
6. тщательность, умение раскладывать вещи «по полочкам»;
7. широта взгляда;
8. честность;
9. честолюбие (т. е. желание нравиться не всем, кому попало, а только тем, кто выше тебя — в профессиональном качестве).
Вам нужны советы? Перечитайте последние девять пунктов и решите для себя, отсутствие каких из них отрицательно влияет на жизнь и умонастроение ваших подчиненных, на ваш бизнес и в конечном счете на вас самого. Если же у вас присутствуют все девять выше обозначенных качеств, то у вас все в порядке. Кстати, как у вас с самооценкой?