Чтобы ребенок не заикался…
Заикание – такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата ( органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.
Возникает заикание чаще всего в возрасте 2 – 6 лет. Это период становления фразовой речи, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) отмечаются у большинства детей. Они называются физиологическими. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять лишние звуки. Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже.
Если же запинки становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основания для беспокойства. Не думайте, что такие запинки пройдут сами по себе, тем более, если заметно, как ребенок старается скрыть их. Не откладывайте свой визит к специалистам. Это могут быть логопед, невролог или психиатр.
Знайте, чем раньше подобраны необходимые меры исправления дефекта, тем благоприятнее прогноз. Уже в 3 года многие дети могут начать занятия с логопедом. Не откладывайте их.
Необходимо помнить, что волнообразность характерна для течения заикания.
Почему же так происходит? Давайте рассмотрим, как возникает заикание.
Заикание, как и любой другой симптом, всегда возникает в отношениях. В отношениях человека и окружающего его пространства. Например, живут мама и дочка. У дочки возникает какое – то желание, она чувствует прилив энергии, жизненных сил и только начинает говорить об этом маме, а мама уже, забегая вперед, все знает и удовлетворяет не только это желание, но и другие, которые еще и не обозначились ребенком. Например, ребенок хочет чай, а мама уже дает и сок, и коктейль, и компот. И тогда девочка, как любящая дочь, не желающая огорчать маму, подавляет в себе свое желание и не говорит, что хочется – то ей все – таки чай, начинает заикаться. Такой способ отношений рождается и закрепляется. Заикание получается и проблема и одновременно способ решения этой проблемы. Дочь «приспособилась» к своей энергичной маме. И только тогда, когда у ребенка появится возможность заявить о своих желаниях, заикание будет отступать за ненадобностью.
Огромной помощью и поддержкой для наших заикающихся клиентов является аппарат «Монолог», который активно используется в центре. Он имеет несколько функций: звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. Эти функции способствуют снижению выраженной судороги, преодолению нарушений звукопроизношения, позволяют контролировать темпо-ритмическую и интонационно-мелодическую стороны речи.
Предлагаемый наш опыт коррекции заикания можно широко использовать в логопедической практике. Однако ее успешное применение требует довольно высокой подготовки. Думаю, что не открою никакой Америки, если скажу насколько сложна и уникальна работа логопеда, соединяющего в себе фактически качества педагога и врача, да еще в сочетании с психотерапией - мастерством эмоционального воздействия на клиента. Профессиональная интуиция и такт, подкрепленные знаниями и опытом, воображение и талант, в том числе талант к сопереживанию, умение « индивидуализировать» методику применительно к конкретным случаям, создавать новые приемы, образы и т.д вплоть до импровизации, прохождение личной терапии – вот основные составляющие того мастерства, без которых немыслим человек, занимающийся исцелением заикания.