Детская психосоматика: почему болеют наши дети?
В аптеке то и дело слышишь: «Одно разорение на лекарствах, каждый месяц ребенок болеет, только в садик пошел, а уже разорение!» И это один взгляд на проблему. Вполне реальный: здоровый ребенок сталкивается с вирусами в детском коллективе, организм не может их побороть и заболевает. Хотя... Заболевает не каждый ребенок. Может, малыш просто подсознательно готов заболеть, чтобы остаться дома с мамой? Почему же болеют наши дети? Портал ННмама.ру спросил гештальт-терапевта, специалиста в области семейных проблем, психосоматических расстройств Центра психологической помощи «Отражение» Илону Фомину.
Отвергнутая девочка
Илона Фомина предлагает на простом примере рассмотреть, как рождаются детские страхи и болезни. Вы удивитесь, но «родитель» у них один. Просто сам ребенок в какой-то момент выбирает, какую реакцию он сделает ключевой на окружающую его обстановку: страх или болезнь.
Пример №1:
В семье растет ребенок – девочка пяти лет. У мамы с папой рождается малыш. Понятно, что мама эмоционально перегружена, а старшему ребенку не хватает внимания и заботы. И вот девочка подходит к маме и говорит: «Поиграй со мной!». А мама отвечает: «Отстань, у меня нет времени. Ты не видишь, я говорю с подругой по телефону?!». Дочка продолжает крутиться рядом, смотрит в глаза, дергает за юбку, а мама не обращает внимание. Девочка опять: «Пойдем играть?». А мама раздражается и говорит: «Иди сама играй!».
И вот эта пятилетняя девочка в состоянии злости кричит маме: «Я тебя ненавижу!» Ну, или любые другие болезненные для любой мамы слова. Женщина в растерянности и испуге думает: «Боже мой, какого монстра я воспитываю!» А дочке говорит: «Закрой рот сейчас же, чтобы я больше таких слов не слышала!» Тут из комнаты выходит папа и подливает масла в огонь: «Ты наказана за такие слова!»
В итоге наша девочка оказывается в очень сложной ситуации. Она не знает, как выразить злость, ведь пятилетний ребенок еще не умеет говорить: «Мама, я понимаю, что ты занята, но я злюсь на то, что ты меня отвергаешь». Ребенок не может видеть мир целостно. К слову, и многие взрослые склонны видеть либо черное, либо белое.
Она оказывается в ситуации, когда рядом нет ни одного доброго человека, например, бабушки с пирогами или того же папы, который поймет ее злость и научит её выражать. Она никак не может понять, что ей делать с болью и одиночеством.
Страх или болезнь?
Что ей дальше делать? Есть два варианта развития событий.
1. Первый вариант развития событий. Девочка понимает, что злиться нельзя, что на это у нее стоит запрет, и, если она будет злость показывать, то будет наказана и дополнительно отвергнута матерью. Она проецирует эту «злостную часть» на собаку (или мультяшного героя, монстра, темноту, высоту) и выстраивает между собой и страхом жесткую границу, чтобы не общаться со своей отвергнутой частью. И говорит: «Ой, эта собака злая, ненавистная, кусачая!» Так формируется страх. И она начинает эту собаку бояться, а фактически она боится злости внутри себя, боится эту злость и нужду выражать в отношениях. С одной стороны, она везде будет этих собак видеть, чтобы наконец-то завершить ситуацию. А с другой, - выстраивать очень жесткие границы и говорить: «Я не пойду к собаке, она плохая!». Фактически, она никак не хочет встретиться со своей злостью и это лучшее, что придумал ребенок чтобы остаться в отношениях с родителями.
2. Второй вариант развития событий. Образуется болезнь. Ребенок в этой точке берет и проецирует эту энергию на свое тело, зажимая грудную клетку. Почему? В том момент, когда мама кричит: «Закрой рот сейчас же!» И выбегает папа... Ей хочется разрыдаться от отчаяния. Она настолько в своей нужде отвергнута, что у нее внутри очень много слез. У нее идет энергия рыдания, боли, крика. Но одновременно мама с папой ее остановили. И вот представьте, в грудной клетке есть желание прокричаться, до конца высказать свою боль: «Вы на меня не обращаете внимание, посмотрите на меня!» И начать рыдать. А с другой стороны – есть остановка. Вот вам готовый асматический приступ.
Илона Фомина уточняет, что такое сдерживаемое телесное состояние должно закрепиться. Разовая ситуация, конечно, к астме не приведет. Но, если из раза в раз повторяется одно и то же и в семье есть запрет на выражение злости, то такая участь вполне вероятно может ждать ребенка.
Главное, что любой симптом – приглашение к отношениям. Болезнь – это творческое приспособление как раз для того, чтобы остаться в и сохранить мир в семье.
В чем здесь ловушка? Наше тело устроено так, что каждая часть тела отвечает за разные чувства. Симптом у ребенка возникает, чтобы дорогие ему отношения сохранить. Наша девочка развила астму именно потому, что она любит маму и папу, и хочет с ними остаться, ну и просто зависима от них. Поэтому она формирует симптом, который удовлетворяет и останавливает обе потребности, оба чувства: и злость, и радость. А в основе лежит боль одиночества и неподдержанности переживаний.
Симптомы и последствия
- Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
- Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
- Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения. Как у женщин образуется мигрень?
Пример №2
Вы живете с мужем, любите его, хотите, чтобы он вам дарил цветы, а он не дарит. И вы на него обижены, что он не делает то, что вам нужно. Он подходит к вам и говорит: «Пошли спать. А вы: «Ой, я не могу, у меня голова болит». Вы не можете ему прямо сказать, что я не хочу тебя, потому что я на тебя обижена». Почему? Потому что вы не хотите скандала, конфликта. У вас есть и другие чувства помимо обиды: вам муж дорог, вы его любите и хотите с ним жить. Вот вы взяли и организовали спазм в голове. И удовлетворили обе потребности: вы и остались с ним в кровати, и его отвергли.
В этом тонкость работы, чтобы понять, какие же разные чувства скрыты за симптомом.
Получается, что родители бегают за таблеткой. Таскают ребенка по врачам, пичкают таблетками, а психосоматика, тем временем, развивается. Один симптом переходит в другой.
Советы родителям
- Задумайтесь, чего не хватает в отношениях между вами и ребенком, чтобы он мог смело выражать разные чувства. Это работа над доверием, над опорой, над безопасностью.
- Если вы накричали на ребенка, остановитесь, подойдите и извинитесь. Мама, в первую очередь, должна уметь выражать свои чувства и осознавать, что с ней происходит: «Я люблю тебя, но я устала и поиграю с тобой в следующий раз. Хорошо?» И она должна научить этому ребенка.
- Будьте рядом с больным местом телесно. Закашлял ребенок? Сядьте рядом с ним, положите руку на больное место, спросите, как болит, что болит, почему болит? Пусть малыш попробует вам объяснить.
- Учитесь быть вместе с переживаниями. Любая остановка переживаний приводит к психосоматике. Не останавливайте свои переживания и не останавливайте переживания ребенка.
Ребенок получил двойку? Не «Тупица, вот Ваня получил пятерку, а ты – двойку!» А спросить: «Тебе грустно? Ты расстроен? Почему такое случилось?» Нужно учиться говорить на языке чувств.
Часто видишь, когда отдают ребенка в садик, он плачет и кричит. А мама обещает ему купить игрушку, сладости – третьего в отношениях, утешителя. Вместо того, чтобы сесть на корточки, посмотреть в глаза, прожить расставание вместе. Когда мы останавливаем переживание, мы образуем зажим в теле – магнит для всех болячек.
ПАМЯТКА для ребенка
ЕСЛИ ТЫ ЗАБОЛЕВАЕШЬ ИЛИ УЖЕ ЗАБОЛЕЛ.
- ЧУВСТВУЙ НОГИ, ЧУВСТВУЙ ОПОРУ. ПО ВОЗМОЖНОСТИ ЛЯГ НА ПОВЕРХНОСТЬ, ДЫШИ.
- ВСПОМНИ ТЕХ, КТО, КАК ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, ТЕБЯ ЛЮБИТ, УСЛЫШЬ ИХ В СВОЕМ СЕРДЦЕ.
- ПОДОЙДИ К РОДИТЕЛЯМ, ПОСМОТРИ ИМ В ГЛАЗА И ПОПРОСИ, ЧТОБЫ ОНИ СКАЗАЛИ ТЕБЕ ДОБРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ СЛОВА.
- ВОЗМИ РУКУ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ТЕБЯ ЛЮБИТ, И ПОЛОЖИ НА ТО МЕСТО, КОТОРОЕ БОЛИТ, РАССКАЖИ ЕМУ О СВОЕМ СОСТОЯНИИ.
- ДОГОВОРИСЬ СО СВОИМ ТЕЛОМ И СПРОСИ БОЛЬНОЕ МЕСТО, ЧТО ЕМУ НУЖНО, ПОПРОСИ ЭТО У ОКРУЖАЮЩИХ.
- ОСМОТРИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ, МОЖЕТ МИР НЕ ОПАСЕН И НЕ ВРАЖДЕБЕН, НАЙДИ ТО,ЧТО ТЕБЕ НРАВИТСЯ И ПОДДЕРЖИВАЕТ.
МЫ ЖЕЛАЕМ ТЕБЕ СЧАСТЬЯ И ЗДОРОВЬЯ,
ПОЖЕЛАЙ СЕБЕ ТОГО ЖЕ.