Вернуть себя
Помните, как в юности, в пионерском лагере, обменивались одеждой или косметикой? Понимаете зачем?
Нужно это для того, чтобы идентифицироваться с ровесницами – подружками («сиблингами»). Понять, «какая я», «кто я». Трехлетняя девочка просит у мамы туфельки, ей хочется быть похожей на маму. А в подростковом возрасте мы разворачиваемся в мир, уже не так привязаны к маме, обмениваемся вещами с подругами, а к вещам прикрепляем истории. «Хочу быть похожей на Машу» и т.д. Или, например, мы вешали плакаты на стену в подростковом возрасте. Выбирали известных актрис, певиц, супермоделей… Кто, кстати, был у вас на стене? Мэрилин Монро и Софи Лорен? Или Анджелина Джоли и Моника Беллуччи? Или Зендая и Ана де Армас? (обязательно пишите в комментариях, это интересно!). Мы входили с этими плакатами в контакт, представляли себя на месте этих женщин. Как одежду, примеряли их образы на себя.
Почему важно вспомнить об этом? Когда женщина приходит в терапию, например, из-за сложностей в отношениях с мужчинами, она в первую очередь думает про эти отношения. А ведь сначала нужно понять, кто «я» – и себе вернуть себя. Через литературных персонажей удобно это сделать. Читаем, чувствуем – проявляются замороженные чувства, мы через героинь понимаем, кто мы. Давайте посмотрим, как это воплощено в жизни сказочных героинь.
Для удобства мы называем сестер в «Морозко» Настей и Марфой, но это «экранные» имена, данные в киноверсии. Фильм предлагает нам реконструировать образ жизни девушек на выданье. А то, что сохранилось в пересказах сказки, очень кратко сообщает о жизни сводных сестер. По версии А. Толстого, Настенька «скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету…». Марфушенька «же что ни сделает – за все гладят по головке». Помните, как это развернуто в фильме?
Настенька – скромная и работящая, она не перечит мачехе даже в абсурдной ситуации (поливает засохший пень, пока тот не зазеленеет), все умеет, все успевает – в этом ей помогает сама природа. Солнышко встает позже, чтобы девушка успела выполнить все приказания мачехи за ночь. А Марфа отдыхает, скучает, ест сладкое, не умеет трудиться. Когда приходит жених, ее главное оружие – красота, понимаемая своеобразно…
Лицо в сметане и муке, щеки натерты свеклой, брови кустисто подведены черным углем. Советские визажисты пожалели Марфушеньку и не стали по древнерусской традиции чернить ей белки глаз и зубы, а могли бы! Такая внешность была в моде. Мы видим, что юная Марфушенька подражает идеалу средневековых красавиц, пытаясь отыскать саму себя.
Бывает, что женщины выглядят внешне как эталон красоты, но страдают анорексией, булимией, говорят об одиночестве и оставленности, разводятся, теряют мужей. Для сохранения внешней привлекательности они бросаются под нож хирурга, делают «уколы красоты», пробуют новые, еще не апробированные технологии бьюти-индустрии, которые далеко не всегда оказываются безвредными впоследствии! Как будто ничего не изменилось со времен Средневековья, когда девушки, которые после отбеливания зубов ртутью получали черные зубы, попросту вводили это в моду… А есть женщины, которые ничего не слышали про уколы, но у них своя счастливая жизнь, приятная женственная аура. Поле вокруг них совсем другое!
Любая женщина может вернуть себя, вернуться к себе, обратившись к своей женской сути, к своей сердцевине, перестав искать «спасительное средство» от одиночества и брошенности в новых бьюти-процедурах. И Марфуша, и Настенька есть в нас.
Разве не хочется быть вечно молодой, красивой, без изьянов? Конечно, хочется любви, и по этой причине много что мы позволяем с собой делать. И как бывает сложно полюбить своего внутреннего ребёнка и обращаться с собой иначе. Это непростой путь к самоценности и ценности другого.
Что думаете об этом? Каков баланс в жизни современной красивой женщины? Как совместить свое внутреннее сияние, которое создает поле вокруг, и ухоженность в ее современном понимании?