Основные задачи развития в раннем детстве
Несмотря на то, что соединение и отделение являются двумя основными задачами развития ребенка в период от рождения до трех лет и от трех до шести лет, существуют и другие важные задачи этого периода развития.
От рождения до трех лет:
- Соединение с матерью, отцом и другими значимыми лицами.
- Развитие чувства доверия.
- Выработка умения самостоятельно есть разнообразную пищу.
- Выработка умения обращаться с простыми предметами и безопасно исследовать окружающую обстановку.
- Выработка умения ходить и говорить.
- Выработка умения контролировать процессы естественного отправления.
- Выработка умения откладывать удовольствие.
- Выработка умения справляться с расстройством планов, крушением надежд.
От трех до шести лет:
- Связь с Землей.
- Развитие чувства собственного «Я», отдельного от других.
- Развитие настойчивости, а также способности полагаться на себя как на действенный объект при столкновении с неудачей или критикой.
- Развитие способности брать на себя ответственность за свои действия и решения.
- Развитие способности делиться с другими.
- Выработка умения конструктивно справляться с фрустрацией иагрессивными тенденциями.
- Выработка умения идентифицировать свои и чужие чувства.
- Выработка умения следовать устным указаниям.
- Выработка разумной независимости в повседневных навыках (умывание, одевание, пользование туалетом, использование столовых приборов во время еды).
- Формирование реалистических понятий о физическом и социальном мире (время, пространство, расстояние, авторитет).
- Выработка умения идентифицировать роли, соответствующие половым различиям.
Для того чтобы процесс развития психологической автономности человека завершился успешно, нужно, чтобы оба его родителя были достаточно грамотны и каждый из них имел хорошо развитую психологическою автономность, чтобы помочь ребенку отделиться.
Для того чтобы ребенок смог успешно пройти второе рождение, родителям необходимо:
- иметь надежную связь с ребенком;
- воспринимать ребенка таким, какой он (она) есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть;
- не запрещать ему открыто выражать свои чувства, признавать и понимать эти чувства, а также потребности ребенка в их раскрытии;
- помогать и поощрять действия ребенка, направленные на здоровое исследование окружающего мира, пользуясь словом «да» в два раза чаще, чем словом «нет»;
- обеспечить безопасность непосредственного окружения, для того чтобы ребенок мог эффективно познавать окружающий мир, позволить ему исследовать этот мир;
- поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий в соответствии с возрастом ребенка;
- быть способным выразить понимание, поддержку и обеспечить воспитание, когда ребенку это понадобится;
- спрашивая ребенка прямо, чего он хочет, открыто выражая ему собственные чувства, определяя и прямо указывая на то, чего вы добиваетесь;
- быть примером для ребенка;
- определять, что вы запрещаете делать ребенку, и прямо говорить,
- почему, а не прибегать к силовым методам.
Опыт показывает, что маленькие дети обучаются правильному поведению, наблюдая заповедением окружающих людей.
Как распознать зависимые и здоровые послания
Зависимые послания
|
Здоровые послания
|