Настенька и Марфушенька – все это… Вы!
Вы, наверно, знаете, что первоисточники народных сказок способны ужаснуть даже взрослого человека. На что пошли сестры Золушки ради того, чтобы влезть в крошечный башмачок? Действительно ли дровосеки спасли Красную Шапочку и ее бабушку? Сколько страшных смертей, коварных злодейств – и все это для детей? Давайте разбираться.
Для более глубокого понимания сказки обратимся к истории возникновения этого жанра. Сказка рождается из религиозного мифа, утратившего силу. Миф объяснял древнему человеку, как соотносятся земное и потустороннее, в каких отношениях между собой люди и боги и т.д. Миф был тесно связан с ритуалом – особым порядком обрядовых действий при совершении религиозного акта. Ритуалы требовались для самых разных ситуаций – ритуал помогал прощаться с умершими, вступать в брак, приобретать новое социальное положение. Такие «обряды перехода», или «инициации», часто были жестокими испытаниями. Проходя их, человек «умирал» в прежнем статусе и рождался – в новом.
Даже когда миф потерял авторитет, ритуалы сохранили свои позиции. Именно они и описаны в древних сказках. Однако сказки дошли до наших дней в измененном, цензурированном виде. Изначально сказки не предназначались для детей, лишь впоследствии были адаптированы для подрастающего поколения. Тогда же и появилась «мораль» в финале произведения. Но в древних сказках такой морали не было. Поэтому, скажем, на поведение героини «Морозко» не нужно смотреть буквально.
Давайте обратимся к фигуре Настеньки. Конечно, в нашем сознании она неразрывно связана с киногероиней одноименного фильма. Как, кстати, вы относитесь к экранному образу Настеньки? Напишите в комментариях под этой статьей!
Ряд сказок посвящен теме невинно гонимой падчерицы («Крошечка-хаврошечка», «Золушка» и др.). В таких историях мачеха старается сжить со свету подросшую и похорошевшую падчерицу. Ее выгоняют в лес или дают смертельно опасное испытание, которое девушка выполняет благодаря волшебному помощнику. В финале героиню ждет свадьба, а мачеху со сводными сестрами – зависть или даже гибель (поговорим об этом в следующих наших статьях).
Очевидно, в этой сказке Настенька должна пройти обряд инициации. Именно поэтому отец увозит ее в глухой лес и оставляет под елью. Пришло время девушке повзрослеть и перейти из статуса ребенка в статус женщины. Этот переходный период обычно в сказках ознаменован смертью родной матери героини и повторной женитьбой отца. У Настеньки появляется мачеха, функция которой – подтолкнуть подростка к суровому, но необходимому испытанию (ведь родная мать никогда бы не позволила совершить такое над своей дочерью!). Как ни цинично звучит, но взрослая дочь, оставаясь в доме, метит на место жены (мачехи). А ее место – в новой семье, в замужестве.
Чем ближе героиня к смерти, тем очевиднее для нас, что речь идет об инициации. Настеньке необходимо отделиться от родительской семьи. Причем важен не только посыл социума (повеление мачехи), важна возможность героя воспользоваться этим шансом (поведение индивида во время инициации). Вспомните, как кротко Настенька принимает судьбу – не перечит отцу, ласково отвечает Морозко. Успешно справившись с испытаниями, героиня возвращается домой с наградой – теперь она имеет право на свою территорию, потребности и их удовлетворение. У нее есть сундук с добром, она сыта.
Следующую статью мы посвятим Марфушеньке. Посмотрите, часто об этих героинях говорят отдельно. Но нам важно отметить, что в каждой женщине есть качества Настеньки и качества Марфуши. В зависимости от ситуации проявляется то одна часть личности, то другая. Здоровая личность сопрягает в себе эти «полярности» и способна проявлять разные свойства характера.
Напоследок предлагаем вам небольшой эксперимент. Давайте посмотрим на героинь и дадим им определения. Настенька какая? А Марфушенька? Какие определения у вас рождаются от соприкосновения с этими образами? Как считаете, есть ли в вас Настенька и Марфушенька?