Почему дети не говорят
«…Если родители не умеют разговаривать – логопед ребенку не поможет.»
Цитата Илоны Фоминой, руководителя ЦПП «Отражение»
Речь. Такой, на первый взгляд, простой и понятный критерий развития обычного ребенка.
Любопытные взгляды соседских мам на детской площадке, волнения ближайших родственников, вопросы «ну, как, ваш то говорит уже?» переносятся спокойно родителями до тех пор, пока ребенок маленький. А точнее, пока ему не исполнилось 2 – 3 года.
Обычно, если в 2 года речевые ожидания не оправдались, а попросту - малыш не заговорил, родительские тревога и беспокойство начинают зашкаливать…
Именно на этот возраст выпадает пик обращений за помощью к логопеду.
И абсолютно правильно, потому что впереди еще 4 года до школы и вполне можно успеть получить квалифицированную помощь.
Придя на первый прием к специалисту, основной вопрос встречи заключается в слове «ПОЧЕМУ». И это очень понятно. Каждому родителю хочется знать, отчего же молчит его малыш.
В медицинской литературе мы можем найти массу разных причин, которые мешают речи ребенка развиваться. И об этом, конечно же, говорим с родителями на наших встречах.
Но часто происходит так, что причины вроде бы найдены, рекомендации выполнены, а ребенок, по – прежнему, молчит.
Значит нужно исследовать проблему еще глубже.
Именно поэтому, обсудив медицинские подробности такой еще маленькой жизни малыша, необходимо не только обращать внимание на непосредственно речь ребенка, а задумываться над особенностями жизни семьи, в которой растет этот ребенок.
И в ходе беседы возникают вопросы, которые часто с удивлением и в то же время с огромным интересом воспринимают родители.
Какие? Вопросы тонкостей ОТНОШЕНИЙ.
ОТНОШЕНИЙ родителей и ребенка. ОТНОШЕНИЙ родителей между собой. ОТНОШЕНИЙ родителей и с их родителями.
«…Для чего? Какая здесь связь? Зачем это? Мы пришли ребенка показать…», - частые реплики родителей на логопедическом приеме.
Мы приглашаем вас задуматься, что ответы на эти вопросы - это тоже есть причины возникновения задержек речевого развития детей.
Вот несколько случаев из нашей каждодневной практики:
«На приеме у логопеда семейная пара. 12 лет ждали появления малыша. И вот, наконец – то, сын. Радости нет предела! Ребенок очень долгожданный – родители в нем «души не чают» и все делают для того, чтобы малыш ни в чем не нуждался. Интересы ребенка – превыше всего. Вся жизнь семьи подчинена теперь малышу. Ребенок – главный. Очень понятная ситуация. И все бы ничего, если бы не задержка речи…мальчик не говорит.»
Давайте вместе порассуждаем. Ребенок в этой семье – главный. А главный – это ответственность. Сложно быть ответственным в 2 года и отвечать за семью. Непосильно пока ребенку нести такую ношу. И сказать то из этой роли малышу пока нечего. Вот и молчит.
Малыш в этой семье заговорил после того, как мама с папой снова вернули себе главную позицию, потому что, с помощью специалиста вспомнили о своих интересах, и желаниях, а ребенок смог начать жить своей, детской жизнью, в которой с удовольствием заговорил.
Другой случай.
…Мама и папа на приеме с девочкой 2,5 года. У семьи есть еще старший сын 19 лет. Малышку кормят детскими пюре, водят в памперсах, пьет девочка из бутылочки…Ребенок здоров, семья счастлива. И все бы ничего, если бы не задержка речи…девочка молчит.
Ребенок заговорил после того, как вместе с мамой и папой выяснили «зачем вам нужно быть родителями постоянно маленького ребенка?».
При способности пережевывать уже взрослую пищу и усваивать ее, полном рте зубов – кушает ребенок пюре. При умении проситься в туалет – носит памперсы, при отличном умении пить из чашки – утоляет жажду из бутылочки. Эти описание ребенка до года. А маленький ребенок пока не умеет разговаривать. Вот и дочка молчит, хотя должна разговаривать предложениями.
Еще один случай:
На приеме мама с сыном 2 лет. Папа мальчика в постоянных командировках, дома бывает редко. Женщина в усталости и раздражении. Сына показывали всем специалистам. Ребенок здоров.
Все хорошо, но молчит.
В беседе мама говорит, что не может найти общего языка с мужем, не понимает, как сделать так, чтобы муж был чаще дома, не знает как поговорить с ним о своем волнении и усталости, чтобы не расстраивать…
«Как говорить?» - ключевой вопрос наших встреч.
Речь мальчика стала развиваться после того, как семья, при поддержке специалиста, все же нашла возможность поговорить и обсудить волнующие друг друга темы.
Послесловие.
Разговаривать на тему сложностей развития детей непросто. Волнение, тревога, вина, стыд… Поднимается очень много разных переживаний. Во время разговора вы можете разволноваться, растеряться, забыть сказать то, что хотели…
Но, когда вы говорите о том, что вас на самом деле волнует, у другого человека, будь то ребенок или муж (жена) появляется возможность вообще это узнать и ответить вам, поддержать вас, найти выход.
И напряжение, копившееся долгое время, спадает. Появляется возможность развития. А речевого развития особенно!
Решения найдутся для любой ситуации, но для этого, конечно, сначала нужно ЗАГОВОРИТЬ!