Почему ребёнок не запоминает и как ему помочь?
«Ребенок постоянно забывает то, что учил!», «Сколько бы не повторяла правила ребенку, он все равно их забывает!», «Ребенок не может запомнить даже маленькое стихотворение!». Ситуация, знакомая многим родителям. В чём может быть причина? Давайте разбираться.
Плохая память у детей – не редкость. Что же делать родителям, которые замечают проблемы с памятью у ребёнка?
В первую очередь, необходимо выделить основные причины плохой памяти, иначе он так и будет механически перечитывать страницу по несколько раз, но его ресурсов просто не хватит на то, чтобы запоминать прочитанное.
Следующим шагом в нелегком пути к хорошей памяти ребенка будут правильно подобранные упражнения.
Теперь все по порядку.
Из основных причин плохой памяти можно выделить следующие:
- Отсутствие распорядка дня и контроля.
- Выполнение заданий за ребенка взрослыми (и это относится не только к обучению).
- Излишняя забота со стороны родителей или других значимых взрослых.
- Отсутствие интереса или мотивации у ребенка.
- Пассивный протест ребенка.
- Усталость, тревожность, стресс или психологическая травма.
Если первые пять пунктов понятны, объяснимы и ясно, чтобы делать, то последний пункт – это те причины, которые часто не рассматриваются как причины ухудшения памяти. Вот на этих причинах я и остановлюсь подробнее.
Стрессы оказывают негативное влияние на когнитивные функции ребенка. Если они сильные, регулярные или просто затяжные, страдают нервная система, клетки головного мозга. Это приводит к нарушениям в работе разных органов, ухудшению памяти и концентрации внимания.
Часто с ухудшением памяти у детей возникают следующие симптомы:
- нарушенная координация движений;
- путаница в мыслях;
- сложности с запоминанием информации.
Влияние стресса, постоянного перенапряжения приводит к истощению, к работе организма на пределе своих возможностей, хроническому напряжению и зажиму мышц. Объясняется эта взаимосвязь просто.
Возникновение мышечных зажимов напрямую связанно с различными запретами и табуированием как в семье, так и в школе. Внешние и внутренние запреты на проявление чувств приводят к возникновению психологического напряжения, которое приводит к напряжению физическому и носит название мышечного зажима. Мышечные зажимы в теле блокируют энергию.
Основой любого блока является подсознательная протестная реакция на определенное событие. Приведу очень распространенный и знакомый многим пример. Ребенку в семье или школе запрещают выражать ряд эмоций. Как только ребенок начинает проявлять «негативные» с точки зрения окружающих людей, эмоции, его одергивают, стыдят, высмеивают. Если это происходит один-два раза, то организм быстро справляется с этим стрессом и приходит в норму. Но если похожие психологические «атаки» продолжаются долго, то ребенок подавляет свои чувства и эмоции. Но подавленные эмоции никуда не пропадают, не растворяются и не исчезают, они просто оседают в теле в виде напряжения определенной группы мышц.
Еще один пример – ребенка ругают за плохие оценки, за неуспеваемость, взрослые наделяют негативным смыслом телесные движения и эмоциональные проявления ребенка. И для того, чтобы чувствовать себя любимым, ребенок изо всех сил стремится вести себя так, как хотят родители, очень старается хорошо учится, не перечить взрослым, сдерживая проявление нежелательных эмоций. Именно так и формируется мышечный панцирь, помогающий ребенку сдерживать свои чувства, воспитывается пренебрежение к собственным чувствам. А нравоучения типа: "Головой надо думать. Чем ты вообще думаешь?" приучают к игнорированию чувственной сферы, подавлению эмоциональной спонтанности, и трате ресурсов ребенка не на запоминание информации, а на то, чтобы не расстроить родителей или учителей
Родители хотят, чтобы ребенок хорошо учился, быстро все усваивал и запоминал, а получают то, что эмоциональные потрясения забирают у мозга значительный объем ресурсов, мешают запоминать новые сведения. Если ребенок стал плохо учиться, забывает стихотворения, не может сконцентрироваться на теме урока, стоит исключить стресс или его последствия снижение памяти.
С причинами разобрались. Теперь пришло время помочь нашим детям, используя различные физические упражнения. Основная задача - научить ребенка чувствовать свое тело и работать с ним. Это умение в значительной степени поможет его психологическому развитию на всех этапах взросления.
Рекомендуется использовать упражнения на снятие мышечного напряжения, на ориентацию тела в пространстве, на «включение» и интеграцию различных отделов головного мозга, на восстановление проводимости сигналов между мозгом и другими частями тела, на развитие памяти и воображения, на развитие мелкой и крупной моторики, на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Благодаря данным упражнениям восстанавливаются и упрочняются связи между мышлением, эмоциями и телом, снимается мышечное напряжение, лучше усваивается информация, улучшается кратковременная и долговременная память, формируются волевые качества, повышается интерес к познанию и обучению.
Столкнувшись с тем, что ваш ребенок о чем-то забывает, не ругайте его, не критикуйте и не сравнивайте с другими детьми. В такой ситуации необходимо обратить свое внимание на возникшую проблему, заняться тренировкой улучшения памяти и концентрации внимания.