Ребенок плохо пишет диктанты. Про диктанты и не только…
Ежегодно в России проводят Всероссийские проверочные работы (ВПР). Однако результаты их не попадают в открытый доступ. Сколько детей у нас не умеют читать, писать и считать? На моей практике логопеда и психотерапевта - достаточно. И вопрос снижения грамотности детей – более глубокий вопрос, чем кажется на первый взгляд.
Сейчас много говорят о детской и подростковой лени. «Плохо пишет – ленится, привык ничего не делать». Хочется сказать – это не лень, это реакция, реакция на дефицит. Дефицит поддержки, дефицит внимания, дефицит понимания, дефицит любви…
Опыт неуспеха, который был когда – то приобретен, ребенок ощущает как болезненный, как боль, и, конечно, не хочет его повторять. Плюс -дети по энергии все разные: кто – то все быстро делает сам и без подсказок, а кому – то нужна мотивация и много поддержки. Это и называется индивидуальным подходом.
Постепенно накопление случаев «я не хочу», «можно я потом» у детей, которым сложно в системе, в четких рамках, приводит к тому, что академическая задолженность нарастает, как снежный ком. Ребенок чем-то не овладел, отказывается от дальнейшего продвижения и накапливается отставание от сверстников. Все. Тупик.
Ребенок постоянно получает двойки за диктант, конечно, вмешательство специалистов — логопеда, психолога, психотерапевта — необходимо. Необходимо посмотреть на ребенка, увидеть его травматические моменты, проанализировать «историю неуспеха» - этим и занимается психотерапевт, работающий с детьми. А дальше многое зависит от семьи и системы образования. Насколько в семье готовы «видеть» ребенка, его успехи и трудности, насколько в школе готовы учитывать индивидуальные особенности ребенка, отслеживать его результаты, менять под него программу.
У нас нет общепринятой шкалы критериев оценки трудностей в обучении. А значит, нет никакой обязательной к исполнению программы помощи - родители часто остаются в одиночестве. А как, если у сына или дочери стабильно более пяти ошибок в диктанте?
Необходимо обратиться к логопеду. И важно обратиться не только к логопеду, а поискать человека, специалиста, который работает с детьми как психолог – психотерапевт, про что описано выше.
Наши способности всегда подлежат починке, но у каждого есть свой горизонт возможностей и у части детей его можно существенно расширять, в зависимости от того, с чего стартовать. Пять ошибок в диктанте — не очень много. Есть ситуации, когда их в 10 раз больше. Соответственно, задачи разные. Для одного задача — поступить в вуз, для другого — достигнуть минимальной функциональной грамотности и получить профессию, скорее всего, не связанную с языком. Для детей с нарушениями письма и чтения есть возможность сдавать не ОГЭ или ЕГЭ, а ГВЭ-9 и ГВЭ-11 (государственный выпускной экзамен за 9 и 11 класс). Они получают обычный аттестат, где нет ни слова об ограниченных возможностях здоровья. С этими аттестатами абитуриентам можно и в училище, и в вуз, при условии, что там будет организован внутренний вступительный экзамен. Это поддержка родителям.
Наша реальность такая, что сейчас больше распространены тестирования, где надо правильно расставить галочки. Учителю и родителю важно соблюдать эти требования, тренируя детей на их соблюдение. Это тренирует аналитическое мышление, да, но в дефиците остаются операции синтеза, когда важно собрать воедино много разных процессов- как раз они нужны для грамотного письма.
Поначалу дети не могут запомнить, как выглядят буквы, не в состоянии соотнести букву и звук, прочитать слог. Либо пропускают столько букв, что слово уже не читается. Тогда важно заниматься звуковым синтезом и анализом. По сути, это начальный букварный период, но сильно растянутый во времени. Мы учим определять, какие звуки в слове идут по порядку.
Бывает, что ребенок путает д-т, з-с, б-п, пишет не «кошка», а «коска». Тогда мы работаем над различением этих звуков, подбираем материал так, чтобы он и на слух, и при списывании, и под диктовку умел их различать. Это большая работа.
Иногда путаются графически сходные буквы — написанные курсивом «т» и «п», «х» и «ж». Это, так называемые, моторные ошибки, и тогда логопед учит дифференцировать двигательные образы этих букв.
Не бегите в центры, которые обещают решить проблему быстро, используя «уникальные авторские методики». Трудности в овладении письмом и чтением складываются из многих составляющих. Это большой, трудоемкий и очень не быстрый процесс.
Обычно девочки на начальных этапах лучше учатся в школе. У них раньше созревает произвольная регуляцией, основанная на речи. Посмотрите на малышей в песочнице, и вы увидите, что, скорее всего, девочка говорит, а мальчик нет. У женщин раньше развивается речь, раньше формируются сложные поведенческие программы. Девочки более усидчивы и управляемы, меньше экспериментируют, способны на длительную концентрацию. И эти отличия они демонстрируют достаточно долго.
Наша система образования, особенно в начальной школе, очень «женская» и очень «речевая». Учительница, а не учитель. Учебники для младших классов часто написаны женщинами. Если бы наша система образования была не такой вербальной и не такой женской, то, возможно, мальчишки были бы не менее успешны с 1 класса. А так у нас соотношение полов среди детей с дислексией это 1:1,5, даже 1:1,8. То есть на одну девочку с дислексией приходится 1,8 мальчика.
Потом эти различия все же сглаживаются, потому что появляется все больше вещей, которые не всегда можно представить вербально. Если вы посмотрите на выпускников профильных физматклассов, то там будет три девочки, а все остальные парни.
Что делать, чтобы не доводить до сложностей и помогать вовремя?
Если вы, родители, слышите вот такие слова:
1. Генетические причины нарушения ( конституциональные). На приеме у невролога вы слышите, что существует незрелость определенных областей мозга, участвующих в процессах письма. Это не дисграфия. Эти состояния легко коррегируются, прогноз благоприятный. В родне у вас тоже кто – то писал плохо или сложно читал, не очень хорошо учился в школе… Передается не диагноз, а предрасположенность.
Что делать?
Показать ребенка дефектологу. Если вашему ребенку на момент приема от 1 года до 7 лет – это хорошо, еще можно провести профилактические, предупреждающие занятия. Если вы обратились поздно - после 7 лет, то к профилактическим ( которые дешевле и быстрее), прибавятся еще и коррекционные занятия.
2. Энцефалопатии, минимальные мозговые дисфункции ( ММД) ( патологии беременности и родов, есть сложности в раннем развитии ребенка) – эти факты приводят к замедлению созревания нервной системы или ее дисгармоничному развитию ( одни области развиты достаточно, другие – развиваются медленно). Тогда нарушается согласованная работа психофизиологических механизмов речи, механизмов, которые нужны, чтобы грамотно писать. Прогноз менее благоприятный, чем в 1п.
Что делать?
Чем раньше, тем лучше соблюдать медикаментозное лечение, гомеопатическое, нетрадиционное, любое, какому доверяете. Но должна быть система – вы показываете ребенка строго 2 раза в год как минимум наблюдающему врачу, обращаетесь к смежным специалистам ( логопед, психолог, нейропсихолог), выстраиваете систему занятий и четко им следуете. Это вопрос уже вашего умения соблюдать систему и придерживаться правил.
3. Смешанные факты ( есть и генетические, и приобретенные в процессе жизни ребенка).
Что делать?
Не отчаивайтесь, строго соблюдайте рекомендации врача, смежных специалистов, подстраховывайтесь и планируйте заранее репетиторов по русскому языку, подходите тщательнее к выбору педагога начальной школы, более внимательны и чутки к работоспособности ребенка, к его изменениям настроения и будьте бережны к усталости. А к своей усталости - в первую очередь.