Для кого эта программа?
Программа предназначена для детей от 3-5, 5-7 и 7-10 летнего возраста.
Уникальность и особенность данной программы состоит в комплексном подходе, влияющем на развитие ребенка. В программу входят направления: телесно - ориентированной терапии, танцевально-двигательной терапии, арт-терапии, сказкотерапии, нейропсихологии и занятия по системе «Нейройога».
Занятия в группе «Уникум» необходимы:
- Детям с серьезными трудностями в развитии, так как улучшают работу мозга ребенка, что способствует изменениям в лучшую сторону (сторону нормы) психического и неврологического статуса ребенка.
- Детям с обычными способностями, так как, улучшая работу мозга ребенка, способствует развитию интеллектуальных, психических возможностей в сторону выше стандартных возрастных нормативов по многим параметрам. За счет активизации работы мозга улучшаются память, внимание, восприятие, речь, моторика, мышление, творческие способности.
- Детям одаренным, так как помогают оценить, поддержать и развить способности ребенка.
Как проходят занятия?
Каждое занятие включает в себя комплекс нейропсихологических упражнений: работу с телом через простые и адаптированные упражнения (элементы суставной гимнастики, йоги, простые растяжки-разминки, массажи и самомассажи, глазодвигательные упражнения, дыхательные техники и др.), и работу по активизации мозговых процессов (упражнения для развития общей и мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, коммуникативные упражнения), а также арт-терапевтические, релаксационные и успокаивающие техники. Таким образом, на ребенка влияет сразу несколько факторов одновременно (физические, интеллектуальные и эмоционально - коммуникативные, что обеспечивает изменения в сторону улучшения.
Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Живая музыка оказывает более эффективное и гармоничное воздействие, что способствует повышению настроения, развивает чувство ритма и музыкальный слух.
Программа «Уникум» состоит из 3 блоков по 3 месяца:
1 Блок
Целями данного блока являются:
- Активация "спящих" отделов головного мозга, укрепление их слаженного взаимодействия.
- Развитие общей и мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, что способствует развитию интеллекта, активизации вестибулярного аппарата и лобных долей головного мозга, отвечающих за поведение и умение контролировать свои действия.
- Повышение общего тонуса организма через работу с телом, дыханием, обучение релаксации.
2 Блок
Целями данного блока являются:- Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации, осознавания и безопастного выражения своих чувств и настроений.
- Развитие внимания, снижения импульсивности через комплекс функциональных упражнений.
- Повышение общего тонуса организма через работу с телом, дыханием, обучению релаксации.
3 Блок
Целями данного блока являются:
- Улучшение психосоматического здоровья, повышение тонуса организма.
- Укрепление вестибулярного аппарата, развитие пластичности тела, расширение репертуара собственных движений.
- Повышение внимательности, усидчивости, умения организовать свою деятельность.
- Раскрытие творческого потенциала, обретение умения почувствовать и понять импульсы, желания и потребности своего тела, что способствует обретению понимания собственного Я.
- Ассимиляция полученного опыта.
Одни только занятия с детьми йогой (Виктории Занкиной, Андрея Липень и др) способствуют гармоничному развитию ума и тела: развивают гибкость, хорошую осанку, координацию движений, укрепляют внутренние органы и улучшают общее состояние организма и через это приводят к гармоничному развитию мозга. Мы дополнили детскую йогу специальными нейропсихологическими упражнениями на развитие внимания, памяти, межполушарного взаимодействия, зрительного, слухового восприятия, пространственных представлений, а также дыхательными, телесно-ориенированными и танцедвигательными техниками.
При построении занятий мы опираемся на "Метод замещающего онтогенеза" Семенович Анны Владимировны и Архипова Бориса Алексеевича, то есть, как бы заново повторяем этапы развития мозга от рождения, тем самым заново "запускаем" в работу те функции головного мозга, которые в этом нуждаются.
В программе «Уникум» активно используются наработки нейропсихологов (доктора психологических наук Глозман Жанны Марковны и доктора психологических наук профессора Ахутиной Татьяны Васильевны), а также программу "Нейройога" Кузнеченковой Светланы Олеговны.
Каким же образом особенности поведения ребенка отражаются в его теле?
Например, приходит к нам на занятия ребенок робкий, стеснительный, в его глазах наблюдается страх, растерянность, и соответственно его движения будут скованными – плечики сжаты, руки напряжены и прижаты к телу, голос очень тихий, сдержан мышцами шеи, движения по сторонам осторожные.
Так происходит потому, что каждый раз, когда он испытывает страх (а происходит это ежедневно), его тело сжимается и со временем в этом месте образуется зажим.
А благодаря перечисленным выше упражнениям, энергия освобождается, движения тела становятся свободными, и сам ребенок комфортнее себя чувствует, чаще предъявляет свои желания, более раскрепощен и активен.
Однако способов вступления в контакт с ребятами или со взрослыми, а также возможностей обходиться с этой освободившейся энергией у него в жизненном опыте не так много. И тогда, используя на занятиях средства арт–терапии, мы учим ребят открыто выражать и осознавать свои чувства, настроение, помогаем через совместные рисунки понять как они контактирует с внешним миром, чего боится, что мешает настоящему контакту и вместе ищем новые способы и возможности быть с внешним миром.
По окончании программы обязательно происходит:
- Улучшение психосоматического здоровья детей: повышение тонуса организма, укрепление иммунитета, вестибулярного аппарата, развитие костно-мышечной структуры, улучшение работы внутренних органов;
- Повышение устойчивости нервной системы, и, как следствие, снижение тревожности, гиперактивности, импульсивности;
- Улучшение сна и аппетита;
- Улучшение поведения, повышение внимания, усидчивости, умения организовать свою деятельность;
- Развитие интеллектуальной сферы ребенка и познавательной активности;
- Раскрытие творческого потенциала, выявление и целенаправленное развитие всех имеющихся у ребенка способностей;
- Активизация всех высших психических функций ребенка: памяти, речи, мышления, моторики, внимания и т.д.
- Развитие эмоционального интеллекта.