Нейропсихологическая диагностика (НЕЙРОДИАГНОСТИКА) - уникальная методика исследования психических процессов ребенка.
Диагностику проводит квалифицированный специалист, имеющий комплексные знания в нескольких областях медицины, психологии и педагогики.
В нашем центре таким специалистом является Алена Сердюк- логопед- дефектолог, нейропсихолог, гештальт-терапевт (стаж работы более 20 лет).
Данный вид диагностики проводится детям от 2 до 13 лет без ограничений состояния физического и психического здоровья.
Однако, в зависимости от уровня развития и состояния здоровья можно выделить две группы детей:
1 группа – «особенные дети», которые имеют медицинские показания для проведения нейродиагностики и консультации нейропсихолога.
Это дети с тяжелыми неврологическими проблемами, в виде задержек речевого и психического развития, нарушениями интеллектуальной сферы, аутизмом, нарушениями поведения и т. п.
В заключении после проведения диагностики родители этих детей получают ответы на все интересующие вопросы, в зависимости от особенностей развития ребенка и диагноза.
- Отдавать ли «особенного» ребенка в школу с 7 лет или подождать до 8-9 лет?
- Нужна ли коррекционная программа или лучше ребенку учиться со всеми в классе? Или необходимо домашнее обучение?
- Полезна ли няня?
- Как рассчитать нагрузку на ребенка? и т. д.
2 группа – дети, не имеющие вышеперечисленных особенностей.
В этом случае нейродиагностика даст ответы на вопросы:
- В каком возрасте отдавать ребенка в школу?
- Какой учитель подходит ребенку- авторитарный и строгий или демократичный, мягкий?
- Какой стиль воспитания лучше «приживется» в семье- быть жестче или давать ребенку больше свободы?
- Какое полушарие головного мозга ведущее у ребенка? И как это отразится на его способностях?
- Ребенок ведущий или ведомый? Как выявить и развить лидерские качества, и нужно ли это делать?
- За какой партой сидеть ребенку?
- Утомляется ли он от шума?
- Нужна ли ребенку группа продленного дня и т. д.
Результаты нейродиагностики помогут:
- подобрать предпочтительное для ребенка направление школьного обучения (гуманитарное, математическое или естественно-научное);
- узнать особенности воспитания, раскрывающего детский потенциал;
- решать проблемы школьной неуспеваемости и дезадаптации, отсутствия мотивации к обучениюнайти способы преодоления трудностей в общении со сверстниками, учителями, родителями;
- решать различные поведенческие и эмоциональные проблемы (непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, стеснительность, застенчивость, заниженная самооценка);
- оценить возможные реакции на стрессовую ситуацию (развод родителей, смерть близких, рождение брата или сестры, смена школы и т. д.);
- провести анализ психосоматических состояний (частые "простудные заболевания", головные боли, боли в животе и т.д.);
- подобрать ребенку индивидуальную программу коррекционных занятий и методик (в случаях, когда это необходимо), которые будут наиболее эффективны и позволят в кратчайшие сроки добиться положительных результатов.
Как проводится данный вид диагностики?
Исследование проходит в 5 этапов, которые назначаются в разные дни:
- Индивидуальная очная консультация родителей ребенка или его законных представителей (50 мин.).
Вместе со специалистом заполняется входящая анкета, уточняются запросы на диагностику, родители имеют возможность получить информацию о причинах и следствиях особенностей развития их ребенка. - Индивидуальная очная консультация-диагностика в формате родители+ребенок (занимает от 40 до 60 мин.)
Специалист уточняет особенности взаимодействия как ребенка с родителями, так и родителей с ребенком ). - Индивидуальное обследование ребенка без родителей (занимает от 40 мин до 1 часа в зависимости от темпа деятельности ребенка).
- Обработка результатов (без присутствия диагностируемых).
Этап занимает от 5 до 8 часов. Обработка результатов проводится вручную, без компьютерных программ и базируется как на итоговых показателях всех встреч, описанных выше, так и на личном опыте и профессионализме специалиста, проводящего диагностику. - Индивидуальная консультация нейропсихолога родителей и выдача в письменной форме результатов диагностики с подробными объяснениями и рекомендациями (в среднем - 40 мин.).
Результаты выдаются строго родителям или лицам, их замещающим.
Общий объем проводимого исследования составляет 7-8 страниц печатного текста.
После проведения нейродиагностики возможны различные варианты взаимодействия со специалистами:
- регулярные групповые занятия в центре,
- оказание индивидуальной психологической и логопедической помощи,
- взаимодействие в режиме динамического наблюдения, при котором родители регулярно получают соответствующие рекомендации для работы дома.
Важно отметить, что нейропсихологическая диагностика наиболее эффективна в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как известно, что не только развитием мозга определяется психическое функционирование, но и ранний опыт значительно влияет на активность и работу детского организма.