Страх, тревога, волнение, растерянность, бессилие – с такими разными переживаниями приходят родители на прием, чтобы рассказать об отношениях с ребенком. Приходят и одни, и вместе. Вместе с ребенком, вместе с мужем или женой.
Детско – родительские отношения – это отношения взаимного влияния, в котором участвуют 2 стороны - и родитель, и ребенок. Родитель «конструирует» образ ребенка и исходя из этого строит с ним взаимодействия. Так же поступает и ребенок – выстраивает образ родителя и общается с ним. Вот в этих представлениях друг о друге могут быть и реальности, и иллюзии. Для решения вашего вопроса( запроса) с этим разбирается специалист.
«Почему мы постоянно кричим друг на друга?» «Ребенок не может сам делать домашние задания» «Ребенок спит с нами в одной кровати» «У нас очень эмоциональный , капризный, плаксивый ребенок…Что мы делаем не так?» «Меня раздражает мой ребенок»…. На таких консультациях терапевт работает с тем, как:
- как удовольствие или неудовольствие, удовлетворение или неудовлетворение «живет» во всей семье, счастливы ли родители в браке;
- как вы и ребенок вовлечены в отношения друг с другом;
- на ваш стиль общения и взаимодействия;
- на способы, которые вами выбираются для разрешения конфликтов, как при этом поддерживается ребенок;
- как в семье регулируются требования и запреты, про что они и какое их количество, какие санкции применяются в случае, если необходимо наказание;
- исследуем ваш взгляд на ребенка, как вы представляете его, как чувствуете ( часто по документам ребенку 10 лет, а родитель его чувствует как 5 лет или наоборот ). Этот момент очень важно осознавать.
- как удовлетворяются базовые потребности ребенка: безопасность и эмоциональная близость с людьми, как поддерживается принятие и признание индивидуальных черт ребенка, его собственное «Я».
- может ли родитель «видеть» или ему трудно осознать индивидуальные особенности ребенка, принять его болезнь, ограничения и нуждаемость в особых потребностях, опираются ли родители друг на друга, могут ли про это разговаривать, поддерживать друг друга;
Родители с детьми непрерывно двигаются по возрастной лестнице то снизу вверх: « ребенок – родитель», то сверху вниз : « родитель – ребенок».
И чтобы эти отношения приносили удовольствия, и выполнилась основная задача родительства – вырастить самостоятельного ребенка, умеющего обходиться без нас, важно вовремя обратиться за помощью.