Зачем мы гадаем?

Илона Фомина: Мало найдется людей, которые не заглядывают в будущее или не хотят исправить прошлое. Основной принцип гештальт – терапии «здесь и сейчас» исполняется сложно. Мы знаем множество книг и фильмов, в которых герой путешествует в прошлое, чтобы изменить будущее. В общем-то, этим же мы занимаемся на психотерапии: мы завершаем незавершенные ситуации. И, несмотря на то, что это происходит здесь и сейчас, мы тем самым меняем наше будущее.

Бывает так, что ситуации из прошлого, сколько бы лет им ни было, если они нас тревожат, будоражат, они всплывают, удивляя нас, силы воли не хватает – все равно мы попадаем в какие-то похожие, как день сурка, события. Это нужно именно для того, чтобы прожить что-то, где мы потеряли душу и где когда-то застряли.

Человек в состоянии тревоги склонен искать внешние опоры, часто это помогает. Обычный пример: мы сдаем экзамены, волнуемся (это нормально). На помощь приходят разные, передающиеся из поколения в поколения опоры: переплюнь через плечо, положи пятак под пятку, возьми эту ручку, она счастливая. Вступая в контакт с этими внешними опорами, мы меняем внутреннее состояние. Тревога уменьшается, мы с большей уверенностью идем на экзамен –это чувствуется и нами и окружающими и вуаля-экзамен сдан. Многие утверждения в русской культуре – «Посидим на дорожку», «вернулся – посмотри в зеркало» - говорят о том, что человек испытывает сильное волнение в ситуациях изменения и приглашают замедлиться и почувствовать себя. Чем меньше внутренних опор, ресурсов, тем больше нужно опор внешних.

Это не про обсессию, когда человек находится настолько в тревожном состоянии, что не может справиться с собственным возбуждением, тревога зашкаливает, если он не обойдет машину 10 раз, не сможет поехать, а про тревогу, которая возникает у многих в изменяющихся событиях.

Так вот, в состоянии большой неизвестности и низкого доверия к себе, миру, будущему…. Люди гадают. Например, встречается девушка с парнем, а доверия к нему и, как следствие доверия к совместному будущему мало (не будем разворачивать сейчас многопоколенные травмы и рассуждать откуда они и что с ними делать), на терапию она не хочет, открыться неизвестному страшно, поэтому наша героиня прибегает к гаданию.

Эти гадания известны. В чем терапия гадания?

Как глупо и бесполезно обсуждать гениев, так же бессмысленно давать научные объяснения магическим происшествиям. Но мы попробуем это сделать. Обратимся к основным механизмам прерывания контакта. Большинство гаданий основаны на проекциях.

Проекция – такой механизм прерывания контакта, когда что-то в нас есть, мы это не очень признаем и начинаем видеть это в другом. Этот механизм был когда-то способом контакта, а потом закостенел. Все произведения искусства (картины, книги) – это проекции. Например, если бы Достоевский не имел опыта гражданской смерти, он бы не сумел это так красочно описать, то есть спроецировать на лист бумаги.

Что важно: если я тревожусь, что-то не получается, я прибегаю к гаданию. Если я внутренне готова, но это не признаю, то я в чашке кофе спроецирую это, и такое событие и случится (я уже обладаю этой проекцией). А если не готова, например к замужеству, это и увижу в гадании – впоследствии замужества не случится.

ВОСПРИЯТИЕ — процесс активный. И мы увидим только то, что готовы вместить на сегодняшний день.

Елена Савенкова: Святочные недели – удивительное время в календарном цикле, когда люди прибегают к гаданиям, для того чтобы узнать судьбу. Старики гадают об урожае, молодые – о суженом. Многие литературные персонажи описаны в момент святочных гаданий.

Особенно интересовались мистической, потусторонней темой романтики. Например, В.А. Жуковский в балладе «Светлана» перечисляет самые известные народные способы заглянуть в будущее:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Большинство этих способов ориентировано на то, чтобы показать, откуда придет жених, как его будут звать. Гадание с воском давало возможность увидеть картинку или образ будущего. Также «точный прогноз» (иносказательный, конечно) давали подблю́дные песни – русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий с помощью блюда, в которое девушки клали кольца, серьги, браслеты, затем вынимали не глядя по очереди и слушали, о чем поют песню в этот момент.

Главная героиня этой баллады, крестьянская девушка Светлана, ждет жениха («милый друг далеко») и тоскует в разлуке, в этом состоянии она стремится узнать, где же ее суженый, поэтому она прибегает к гаданию с зеркалом. В. Жуковский подробно перечисляет приметы народного быта (избу, иконы, стол в светлице) и психологическое состояние девицы, когда та увидела жениха в странном обличье – он оказался мертвецом. К счастью, кошмар оказывается лишь сном, а православная вера спасает Светлану от потусторонних сил. Кроме того, отступая от канона баллад, поэт вставляет в финал произведения определенную мораль:

Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Не нужно гадать – нужно доверять судьбе, - полагает Жуковский.

Вторит ему и А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин», изображая Татьяну Ларину в смятенных чувствах. Она влюблена в Онегина, но тот отверг ее чувства. Татьяне хочется узнать, что ее ждет, кто будет ее суженым. Впрочем, Пушкин в целом наделил Татьяну своей суеверностью, она очень внимательна к приметам:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.

Но в период святок героиня решается на гадание, как простые крестьянские девушки. Поэт посвящает несколько онегинских строф этому процессу. Сначала это гадание на воске, затем предсказания подблюдных песен:

Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Казалось бы, предсказание сулит богатство, но традиционно эта песня связана с утратами (подспудно Татьяна ждет трагической развязки своей любви – в итоге погибнет… Ленский). «Кошурка», т.е. кошка (символ любви, свадьбы: «Зовет кот кошурку в печурку спать») Татьяне не нагадалась, ей не стоит ждать счастливого брака с Онегиным.

Однако девушка не сдается (может быть, все же надеясь на благоприятное предзнаменование) и идет гадать на двор, ее задача - спросить у первого встречного имя, значит, так же будут звать и жениха. Тут Пушкин верен себе (и суеверен, и ироничен одновременно):

Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Кстати, Татьяна выйдет замуж через пару глав, но как зовут ее мужа, мы так и не узнаем. Может, вправду Агафон?..

Гадать на зеркала, как Светлана, Татьяна не решилась, но она снимает перед сном пояс (оберег), положила зеркало под подушку, чтобы во сне погрузиться в мир бессознательного и там прочесть судьбу. Мы помним, что сон героини действительно окажется пророческим, а с утра она возьмет любимую книжку – сонник Мартына Задеки – в надежде истолковать увиденное. Но жизнь сама расставит все по местам…

Илона Фомина: Опять же, из курса гештальт-терапии мы знаем, что сновидения – это проекции. Это некоторое бессознательное, что не прожито днём и пришло нам во снах, чтобы допрожить и не разболеться.

Как видим, и Жуковский, и Пушкин относятся к теме гаданий с большим интересом, но не забывают отметить, что верить гаданиям не стоит, не стоит относиться к ним слишком серьезно – гораздо важнее доверять самим себе, верить в Бога, оптимистично смотреть в будущее и быть открытым к неизвестному.

А вы гадали?

Вернуться к списку статей